А в Астане решается судьба целой страны. В столице Казахстана состоялся 21-й раунд Астанинского процесса по переговорам о политическом урегулировании ситуации в Сирии. Страны-гаранты сделали заявление. А эксперты говорят о других вызовах, которые тормозят мирный процесс. Среди них - война между ХАМАС и Израилем. Напомню, конфликт в Сирийской Республике продолжается 13-ый год подряд. Подробнее у Анары Сюмбаевой.
Сирия, Дамаск. Ракетный удар Израиля чуть не разбомбил жилье местного жителя. Окна вдребезги. К сожалению здесь не редкость, когда целятся в военные объекты, а попадают в жилые дома. Последние лет пять активная фаза войны вроде бы миновала. Но такие точечные удары, а также локальные стычки между группировками все еще имеют место. И это сильно мешает сирийцам жить нормальной жизнью.
Салама, ЖИТЕЛЬ г. ДАМАСКА:
Все сломано, забора больше нет. Снаряд попал на кухню. Слава Богу, там никого не было. Холодильник сломан, все повреждения такого типа, какие можно получить при взрыве.
За 13 лет конфликт пытались урегулировать не раз. Сирийский вопрос обсуждали в Вене, Женеве, в Сочи, и в Астане, где сегодня состоялся очередной раунд переговоров. За столом – все стороны конфликта, наблюдатели и страны – гаранты. Но мир в Сирийской республике никак не наступает. Страна сейчас разрознена и находится под контролем правительства, и чуть ли не десятка террористических групп. Также там незаконно присутствуют и американские войска. Этот вопрос, к слову, стал одним из главных на встрече Реджепа Эрдогана и Ибрагима Раиси. У каждой стороны – свой интерес.
Акмарал БАТАЛОВА, ЭКСПЕРТ ПО БЛИЖНЕМУ ВОСТОКУ:
Турция хочет решить свой вопрос курдский. Турция хочет получить разрешение на проведение военной операции в Северном Алеппо, которое контролирует правительство Сирии. Россия – хочет решить вопрос с Восточным Алеппо, где сейчас с трех зон деэскалации собраны остатки террористических группировок, которые отказались сложить оружие и примириться с правительством Сирии.
И если вопрос присутствия американских сил в Сирии вот-вот решится, то вопрос с санкциями уже много лет остается открытым. Сегодня участники «Астанинского процесса» еще раз подтвердили свою приверженность усилиям по установлению мира и отмене всех ограничений, мешающих встать сирийской экономике с колен.
Алибек БАКАЕВ, ЗАМ. МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК:
Выразили неприятие продолжающихся незаконного захвата и передачи нефтяных ресурсов, которые должны принадлежать Сирии. Отвергли все односторонние санкции, нарушающие международное право, гуманитарное право и устав ООН.
К слову, Сирия обложена ограничениями не только в отношении себя, но и тех стран, которые вдруг изъявят желание помочь этой стране. Иногда доходит до абсурда.
Акмарал БАТАЛОВА, ЭКСПЕРТ ПО БЛИЖНЕМУ ВОСТОКУ:
Лицемерие в том, что США и Евровосюз говорят, детское питание не входит в список санкционных вещей. Но один из элементов, в состав которых входит в формулу детского питания, он как раз в списке санкционном. И из-за этого умирают дети маленькие.
С началом войны между Израилем и ХАМАС ситуация в Сирии тоже обострилась. К примеру, Тель-Авив нанес 26 ноября авиаудары по аэропорту Дамаска, что снова заблокировало воздушный коридор, по которому шла гуманитарная помощь ООН. Для многих сирийцев это, между прочим, вопрос жизни и смерти. Очередную, 22-ю Международную встречу по Сирии в Астане договорились провести во второй половине 2024 года.