Чета ЧемАкиных из Петропавловска пытается доказать, что оформленные два кредита на главу семейства – действия интернет-аферистов. Но пока безуспешно. Первый суд потерпевшие проиграли. Правозащитники же считают, что у банков есть возможность защитить своих клиентов от мошенников, однако ею не пользуются. Тем временем стражи порядка изобличают всё новые схемы обмана казахстанцев. Обо всем по порядку - Анастасия Дроняк.
Историю неприятного знакомства семьи Чемакиных с мошенниками мы рассказывали в августе минувшего года.
Игорю позвонили якобы из банка и сообщили о подозрительной активности на счету, настоятельно требовали скачать программу «Русдек». Что мужчина и сделал, а потом понял, что зря. Уже в отделении полиции ему стали приходить смс о снятии денег. После разговора с лжесотрудниками банка на петропавловце оказалось пять миллионов тенге кредитов.
Анастасия ЧЕМАКИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. ПЕТРОПАВЛОВСКА:
К возврату, если мы будем выплачивать, то мы будем отдавать уже 10 млн. Прошёл суд и, к сожалению, нам отказали в иске. Суд выносил постановление о заморозке счёта, что пока идёт суд, чтобы нам не начислялась пеня и эта сумма основная, которая была взята мошенниками, оставалась. На что после мы узнаём, что нам начислена пеня в 345 тысяч. Т.е здесь банк нас, скажем так, обманул.
Адвокат Елена Игнатенко ситуацию с интернет-мошенниками называет катастрофической. Только с июня по август к ней обратилось 12 жертв аферистов. Размеры кредитов, которые на них повесили, доходят до 21 миллиона тенге. И самое страшное, говорит правозащитница, что позиция судов в подобных делах основана на обвинительном уклоне в адрес истцов. А значит, доказать, что ты жертва обмана, в суде крайне сложно.
Елена ИГНАТЕНКО, АДВОКАТ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ:
"Сами скачали – сами виноваты – обязаны платить". У банков существует специальная программа – защита от мошенников. Эта программа анализирует поведение пользователя в мобильном приложении, в том числе по такому критерию как наличие подключения удалённого доступа. Банк не отрицает, что он видит присутствие третьего в мобильном приложении он сознательно создаёт условие для мошенничества. Пока суды принципиально не оценят вот это бездействие целенаправленное со стороны банков – это никогда не прекратится.
А в полиции отмечают – только с начала года в регионе зарегистрировано 83 случая интернет-мошенничества. Большая часть из них - «звонок из банка» и заказ товаров в Инстаграме. А недавно появилась ещё одна схема. Начинается она со звонка от якобы оператора сотовой связи. Абоненту сообщают, будто срок действия его номера истекает и, чтобы пользоваться им дальше, нужно продиктовать код из sms-сообщения. Затем следует второй звонок: человека уже пугают: этим кодом воспользовались мошенники, чтобы добраться до его банковских счетов. На третьем этапе может поступить видеозвонок от преступника, одетого в форму правоохранителя. Липовый страж порядка даёт инструкции, как взять кредит и зачислить деньги якобы на «резервный счёт». Этим счётом, конечно, распоряжаются преступники. А полицейские напоминают - телефонный звонок от полиции может носить только информационный характер, оперативные действия по телефону никогда не ведут.
Айгерим АШКЕН, ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОТДЕЛА КРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УП г. ПЕТРОПАВЛОВСКА:
Городское УП предупреждает жителей областного центра отказаться от сомнительных сделок в социальных сетях, не соглашаться на предоплату при покупке товара, не переводить деньги неизвестным лицам, не сообщать никому номера банковских карт, пин-коды, а также пароли, поступающие вам на телефон.
К слову, по данным полиции, жертвами интернет-аферистов в минувшем году стали свыше 700-сот североказахстанцав. Их обманули на 920 миллионов тенге.