Қазақша Полная версия

280 наставников в 17 регионах страны помогают детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни

Официальный статус получили наставники детей-сирот в Казахстане. Напомню, на минувшей неделе Президент подписал Закон, который внес изменения в некоторые нормы образования, наставничества и безопасности детей. Он определяет функции наставников, их специальную подготовку и отличие от патронатных родителей и воспитателей детских домов. По данным Минпросвещения, 280 наставников в 17 регионах страны уже регулярно посещают детей, оставшихся без родителей. К слову, совершенно бесплатно. Кто и почему решает стать наставником? И почему это важно для детей, разбирались мои коллеги.

15-летняя Гунель из костанайской детской деревни и 46-летняя Гульмира дружат уже 4-й год. Именно так они называют свое общение. Девочка советуется со старшей подругой по любым вопросам и делится даже самым сокровенным. Наставница говорит, пришла в детдом и предложила свою помощь, потому что хотелось сделать в жизни что-то по-настоящему благородное.

Гульмира БАДЫРОВА, НАСТАВНИК:

Мы иногда разговариваем на такие серьезные темы. Даже на слишком личные темы разговариваем, потому что все-таки она девочка. У нее сейчас возраст такой непростой, пубертатный. Поэтому есть такие моменты, которые я пытаюсь до нее донести, поговорить, потому что эти вещи для нее тоже очень важны.

Гульмира индивидуальный предприниматель, у нее взрослая дочь и внуки. И Гунель стала частью этой семьи, вместе отмечают новый год, ходят в кино, в термопарк, катаются на лошадях.

Гунель ЧАУС, ВОСПИТАННИЦА ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА «ЖАНУЯ»:

«Что-то большее, наверное, привыкла уже к этому человеку»

В Жануе 7 наставников. Пол и возраст не важен, рассказывает директор. Главное, это дружба и регулярное общение, Наставники, если нет возможности личной встречи, постоянно созваниваются, подсказывают в выборе профессии, одежды, стиля.

Айнаш ДЖАКАНОВА, ДИРЕКТОР ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА «ЖАНУЯ»:

Психологи, прежде чем подобрать наставника к ребенку они изучают, анкетируют наших детей, анкетируют, тестируют взрослых. И уже по психотипу подбирают взрослого и ребенка и поэтому у них дружба складывается. Такой подбор идет, как будто они даже внешне похожи между собой

Проект «Наставники» начал работать еще в 2013-м. За это время уже 280 человек по всей стране решили стать такого рода старшими помощниками.

Махаббат БЕГАЛИНА, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РК:

 «Главное отличие наставничества от семейных форм устройства заключается в том, что наставник помогает ребенку адаптироваться в социуме и подготавливает его к самостоятельной взрослой жизни»

Накануне внесены изменения закон по вопросам образования. Теперь статус Наставника закреплен официально. Такие помощники должны будут пройти специальную подготовку. Работать они будут также безвозмездно. Но как говорят наставники, для многих из них это даже больше, чем просто общение. Даже если проект закончится, то дружба останется на всю жизнь.