Ученые поделились результатами нового исследования, которое показало, что дополнительные годы учебы не только снижают риск смерти, но и с замедляют биологическое старение. В новой работе, которую опубликовал JAMA Network Open, ученые воспользовались данными Фремингемского исследования сердца. Оно ведется среди жителей города Фремингем (США) с 1948 года и охватило уже три поколения участников, передает Astana TV со ссылкой на Naked Science.
В своем анализе ученые рассмотрели 3101 участника Фремингемского исследования. Уровень образовательной мобильности, то есть разницу в образовании между родителями и детьми, исследователи определяли, сопоставляя данные представителей разных поколений. Кроме того, к геномным данным участников, полученным из их анализов крови, применили алгоритм DunedinPACE, позволяющий рассчитать скорость биологического старения. Также исследователи изучили статистику смертности и продолжительности жизни.
Объединив и тщательно проанализировав эти сведения, ученые пришли к выводу, что образование способно тормозить старение. Так, каждые два дополнительных года учебы по сравнению с родителями замедляли темпы биологического старения у участников Фремингемского исследования на два-три процента. Это, в свою очередь, обеспечивало снижение риска смерти примерно на 10 процентов.
Связь между большей образованностью и более здоровыми траекториями старения была схожей в разных поколениях и сохранялась при сравнении детей из одной семьи. Другими словами, родные братья и сестры с более высоким уровнем образовательной мобильности как правило старели медленнее и были здоровее, чем их менее образованные сиблинги.
Полученные результаты поддерживают гипотезу о том, что меры по повышению образованности замедлят темпы биологического старения и будут способствовать долголетию. Но все же для подтверждения этих выводов необходимы экспериментальные данные, — заключила одна из авторов исследования Глория Граф (Gloria Graf).