Қазақша Полная версия

Владельцы мелких и средних АЗС ЮКО просят правительство взять под контроль распределение ГСМ

  • AstanaTV
  • 25 январь 2017
  • 4043

Владельцы мелких и средних АЗС Южного Казахстана  просят правительство взять под  контроль распределение ГСМ. В противном случае, несколько сотен мелких и средних автозаправочных станций в регионе могут разориться, - утверждают бизнесмены. По их словам, бензин самых ходовых марок АИ-80 и АИ-92 АЗС получают от Минэнерго по приемлемым ценам, но в ограниченных объемах. Пополнять запасы приходится на свободном рынке, уже по завышенным ценам. Репортаж Бахрамбека Талибжанова.

Турсын Алсатов владелец нескольких автозаправочных станций. Предприниматель жалуется на финансовые потери в 40 миллионов тенге. Говорит, что региональные операторы в последнее время отпускают  ГСМ в ограниченных объемах. Недостающее Алсатов вынужден покупать на свободном рынке. Переплачивает.

Турсын Алсатов, предприниматель:

Сейчас в нынешнее время через рынок мы получаем вот 137 сейчас я ставлю на заправке 92-ой, а там я покупаю по 130, по 132 тенге. У меня дорога, у меня свет, энергия, зарплату надо платить. Я и кредит беру для развития дальнейшего, как мы будем развиваться, если по такой цене буду покупать.

В такой ситуации оказались еще 480 мелких и средних автозаправочных станций региона. При этом, по словам предпринимателей, крупные сетевые заправки трудностей не испытывают. Они якобы получают 47 процентов ГСМ, которые распределяются через Минэнерго. Остальные 53 процента или около 7 тысяч тонн  бензина - марок АИ-80 и АИ-92  достаются мелким и средним заправкам. Бизнесменам же в месяц  необходимо порядка 17 тысяч тонн горючего.

Арыстанбек Жумабек, директор независимых реализаторов ГСМ «Ынтымак» ЮКО:

Нам не дают. Монополисты не подпускают  на оптовый рынок к нефтепродуктам от производителей, не допускают на оптовый рынок. Получается, что заправки, принадлежащие субъектам малого среднего бизнеса зажаты в тиски.

Выйти из этого положения мелкие и средние АЗС смогут  лишь с помощью государства, считает председатель областной ассоциации «Жанар-Жагармай»  Кайыпбек Камбаров. По его мнению, правительство  должно взять под контроль распределение ГСМ, ценовую политику, и обеспечить прозрачность распределения топлива, которое выпускают казахстанские нефтеперабатывающие заводы.

Кайыпбек Камбаров, председатель ОЮЛ ассоциация «Жанар-Жагармай» по ЮКО:

Мы выходим с предложением, чтобы в стране снова ввели госрегулирование. Необходимо знать, сколько перерабатывается нефти? После ее переработки, какой объем ГСМ получает наша область? Для нас это пока загадка.

В региональной Палате предпринимателей выступили в защиту интересов мелких и средних АЗС и уже готовят обращение в  правительство.

Майя Исаева, эксперт палаты предпринимателей ЮКО:

Действительно, эта проблема затрагивает большое количество предпринимателей. И нами решено направить данное обращение ассоциации «Жанар-Жагармай» в Национальную Палату предпринимателей «Атамекен», которая в свою очередь направит и поднимет этот вопрос перед правительством и Министерством энергетики РК.

Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:

По статистике, за период с 2013 по 2015 годы в области из-за различных трудностей 60 владельцев малых и средних заправок закрыли свой бизнес. В ассоциации «Жанар-Жагармай» считают, что такая же судьба может постигнуть еще 300 АЗС. Если это произойдет, могут пострадать не только предприниматели, но и рядовые автовладельцы, которые вынуждены будут часами простаивать в очередях за топливом.

Бахрамбек ТАЛИБЖАНОВ