Қазақша Полная версия

Сокращение сроков и ответственность поставщиков: что изменится в новом законе о госзакупках?

В казахстанской системе госзакупок произойдут изменения. Соответствующий закон уже приняли в Мажилисе и направили в Сенат. Согласно новой редакции, ожидается, что не будет затяжных сроков проведения процедур, упростят механизм обжалования закупок и внедрятся новые институты. О том, как поправки отразятся на отечественном бизнесе и решит ли это системные проблемы, разбиралась Дильназ Насекенова.

Действующий Закон «О государственных закупках» был принят в 2015 году. Буквально накануне Мажилис во втором чтении одобрил его в новой редакции. А всё потому, что сфера закупок не раз подвергалась критике и вызывала бурные споры. Документ с поправками разработали согласно поручению Главы государства. Ведь сам Президент говорил о долгих сроках проведения процедур и недостаточной прозрачности. А по словам мажилисмена Болатбека Нажметдинулы, продолжают неэффективно тратиться государственные деньги.

Болатбек НАЖМЕТДИНУЛЫ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

В 23-м году из 6 трлн 600 млрд тенге объема госзакупок доля закупок способом из одного источника составила 1 трлн 600 млрд тенге или 25% от общего объема. Специально для этого правительством определены 129 эксклюзивных поставщиков из квазисектора. Получается в рыночной экономике мы до сих пор без конкурентной среды, без участия добросовестного бизнеса распределяем триллионы тенге государственных средств решением группы руководителей.

Так, согласовано новому документу сокращен срок проведения конкурса по госзакупкам с двух до одного месяца. Также упорядочен процесс закупок из одного источника. Кроме того, в планах внедрить рейтинг потенциальных поставщиков, институт общественного мониторинга, усилить ответственность поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ. Также появятся EPC-контракты – работы строительства под "ключ".

Мукаш ИСКАНДИРОВ, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

То есть проектирование строительства, строительно-монтажных работ, технический надзор даем возможность одним организациям проводить. То есть тем самым мы считаем, что, во-первых, сроки строительства, потом качество строительства будут выше. Потому что есть с кого спрашивать и всё будет в одних руках. Мы решили вопросы одного источника. Если раньше в конкурсе или тендере участвовала только одна компания и конкурс считался не проведенным и надо было повторно объявлять конкурсы, по новой проводить. Это занимало большое количество времени - несколько месяцев. Теперь даже если одна заявка будет поступать, то конкурс считается состоявшимся.

Кроме того, предельные объемы работ, передаваемых на субподряд снизили с 50 до 30%. Также упрощён механизм обжалования закупок. Если раньше "профессиональные жалобщики", не выиграв конкурс, мешали поставщикам и затягивали процесс, то теперь функция по пересмотру итогов передаётся его организатору и сам процесс госзакупок не будет приостановлен. В Минфине отметили, что бОльшая часть норм направлена на минимизацию коррупционных рисков.

Даурен КЕНБЕИЛ, ВИЦЕ-МИНИСТР ФИНАНСОВ РК:

В проекте закона предусмотрено, что поставщик при подаче заявки не может снижать цену. Если говорить про строительство дорог – 3%, то есть от суммы закупки на 3% он не должен снижать. Это первое. Второе - мы установили требования по наличию трудовых и материальных ресурсов в месте выполнения работы. Следующая проблема – почему долго? Потому что это жалобы, суды, затягивается это. С принятием нового закона исключаются определенные этапы обжалования и сокращаются этапы сроки рассмотрения в судах.

В Нацпалате предпринимателей "Атамекен" уверены, что новый закон упорядочит процесс закупок и обеспечит прозрачность. Однако, по мнению директора департамента регулируемых закупок Руслана Шокаева, в новой редакции учтены не все пожелания бизнеса. К примеру, последние не согласны с нормой по снижению порога передаваемого объёма на субподряд.

Руслан ШОКАЕВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК НПП РК «АТАМЕКЕН»:

Есть определенные виды работ, которые будут превышать порог в 30% и это будет создавать сложности для поставщика, для подрядчика. Ему надо будет нанимать себе сотрудников, включать их в свою смету, когда можно было раньше выполнить эти работы путем привлечения субподрядной организации, тех же малых бизнесов, которые не могут выйти на самый большой объем, но могут выполнить определенные виды работ по своей специфике.

Еще одна новелла - сельским акимам разрешат закуп товаров, услуг и работ из одного источника в пределах 15 миллионов тенге. Также планируется дальнейший перевод всех закупок на конкурс с использованием рейтингово-балльной системы.