Состояние дорог в Западном Казахстане вызывает нарекания граждан. За что, собственно, накануне глава региона и подвергся критике со стороны главы Кабмина. Ученые научно-исследовательского института намерены апробировать новые технологии в дорожном строительстве. О первых результатах - в материале Татьяны Рудаметовой.
Автодорога «Подстёпное-Фёдоровка-граница РФ». Её протяжённость 144 километра. Реконструкцию начали 2 года назад. Подрядчик на свои средства по рекомендации учёных использует новый стабилизатор для укрепления дорожного основания. Апробационный участок в 1 километр отличается новым составом асфальта. Он уже показал положительные результаты по свойствам водонепроницаемости, термостойкости, устойчивости к калию и трещинам.
Жанна КЕНЖИНА, РУКОВОДИТЕЛЬ ТОО:
Мы решили посмотреть, как он будет работать на Западе. Надеемся, что дорога прослужит долго. Будем смотреть, после того, как уложим экспериментальный участок, возьмём пробы у себя проверим в лаборатории, КАЗДОР НИИ заберёт пробы к себе. Мы хотим строить качественные дороги.
Научно-исследовательский институт разработал единую цифровую базу дорожно-строительных материалов и новых технологий. В ней содержатся реестры асфальтобетонных заводов, аккредитованных лабораторий и всё, что касается отрасли дорожного строительства. Учёные также занимаются повышением квалификации работников отрасли. А проблема дефицита кадров в этой сфере не теряет своей остроты.
Мейрамгуль КАБДЫГАЛИЕВА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «КАЗДОРНИИ» :
В этом году благодаря нашему институту эта специальность выведена в отдельный статус. И в этом году выделено порядка тысячи грантов будущих дорожников, в нашей стране готовят в 8 университетах страны. Сам по себе Западный Казахстан - очень уникальный. Здесь самая оптимальная температура для строительства дорог, здесь не нужно выдумывать никакого велосипеда, здесь нужно просто грамотно проектировать и иметь научный подход.
Учёные заявили, что из 400 заводов в стране только 51 соответствует требованиям. И стабилизаторов на рынке много, но не все подходят климатическим условиям. Бывает, что происходит химическая реакция и дорога разваливается, говорят учёные. В реестре же единой базы содержатся 98 стабилизаторов и модификаторов. Вся информация есть на сайте.
Данияр БИСЕНГАЛИЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗКОФ АО НК «КАЗАВТОЖОЛ»:
Мы полностью поддерживаем такие начинания. Поэтому то, что мы используем модификаторы на этих смесях, это - очень хорошее дело. Так как эти модификаторы улучшают качество смесей против трещинообразования, то есть он в целом он увеличивает срок службы нашей дороги.
Между тем, дорожные ученые объявили конкурс и начали применять рейтинговый метод ко всем дорожно-строительным материалам. Производителей с низким рейтингом в процедуре госзакупок участвовать не будут. Пилотный проект единой базы, как обязательного нормативно- правового акта, планируется внедрять повсеместно. Результатом "пилота" станут рекомендации по применению новых материалов и технологий для каждого региона нашей страны.