Будущее – за атомной энергетикой. Сегодня в Астане прошла первая Международная выставка KazAtomExpo, посвященная ядерным технологиям и атомной энергетике. Участники, а это иностранные вендоры, представили новейшие разработки в области ядерных технологий, включая системы безопасности и управления. По их словам, это главное в ядерной индустрии. Сколько атомных электростанций в принципе необходимо для Казахстана и где брать топливо для станции не в ущерб "мирному атому" , смотрите в видеоматериале.
Первая выставка ядерных технологий собрала не только иностранных подрядчиков, но и также ученых и других специалистов по атомным технологиям. И если первые пришли сюда детально показать свои последние разработки, то для вторых - это возможность объяснить, насколько Казахстан готов к строительству АЭС. Так, осматривая павильоны, Алмасадам Саткалиев отметил, что АЭС - это особый объект и безопасность - прежде всего.
АЛМАСАДАМ САТКАЛИЕВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Процесс абсолютно прозрачный. На любом этапе любая международная организация, связанная с атомной энергетикой, даже начиная со стадии проектирования, строительства и эксплуатации. Каждый шаг отслеживается, вся работа идет под контролем МАГАТЭ. Особые требования, которые предъявляются к строительству, как правило привлекаются самые первоклассные подрядчики с абсолютной репутацией. Без которых мы не сможем привлечь соответствующие деньги от организаций.
Будущее – за атомной энергетикой. И низкая цена за произведенную на АЭС электроэнергию – будущий приятный бонус. Как рассказал глава «Института ядерной физики» Саябек Сахиев, это будет одна из самых низких цен на электричество в обозримом будущем. Правда, лишь в том случае, если уран, добываемый в Казахстане, будет обогащен до нужного уровня. Но это, как говорится, вопрос сложный.
САЯБЕК САХИЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РГП «ИНСТИТУТ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ»:
Вы знаете уран 235 встречается всего 90,7, а для АЭС надо чтобы до 4,5% то есть обогащение обязательно. Без этого процесса не обойтись. Это больше доверия должно быть во всем мире, некоторые страны, как говорят другие страны, могут обогатить его до военных целей. Здесь обогащение, кто научился обогащать до 4% они могут еще обогатить. Надо тут чтобы весь мир наблюдал.
ГУМАР СЕРГАЗИН, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РК:
О топливе, говорить о нехватке- это наверное грех. Мы первые в мире по добыче урана. Вторые по запасам. Своя сырьевая база. У нас есть Ульбинский завод, у которого на протяжении 60 лет имеется компетенция по обращению с ядерным топливом. С прошлого года мы поставляем изготовленное топливо для АЭС Китая. У нас имеется соответствующая компетенция, как только нам передадут технологию, мы готовы обеспечить себя топливом.
Своими технологиями готовы поделиться и специалисты с Поднебесной. Сейчас в Китае действуют 57 АЭС и еще 47 находятся на этапе строительства. С высоты своего опыта глава дочернего предприятия CNNC, Чао Ган отметил, они могли бы помочь Казахстану с помощью собственной программы развития атомной энергетики. В которой особое место тоже отведено безопасности. По его словам, это самый главный приоритет в ядерной индустрии.
ЧАО ГАН, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ CNOS:
Наша программа разработала активную и пассивную систему безопасности, специально разработанную для этих целей. Особенно после того, что произошло с Фукусимой. Были учтены все отзывы. Наша программа располагает многими критериями, чтобы соблюдать безопасность, например при сейсмической активности .
Похоже, одной станцией дело не ограничится. Министр энергетики заявил о необходимости строительства нескольких атомных электростанций до 2060 года. Другой альтернативы, если хотим обеспечить нулевые выбросы к этому времени, по словам Алмасадама Саткалиева нет. Кто все-таки будет строить АЭС в Казахстане вопрос тоже пока вторичный. Главное сейчас - мнение народа. Благо, что число сторонников, выступающих "за" строительства АЭС в стране увеличилось.