Қазақша Полная версия

Референдум 2022 года заложил тренд на расширение открытости политической системы Казахстана, - эксперт КИСИ

Уже завтра казахстанцы отметят один важнейших государственных праздников - День Конституции. К 29-ой годовщине главного закона республики в него внесли немало поправок. Последние изменения произошли 2 года назад на всенародном референдуме. Прорывными нормами, которые приняты на фундаменте обновленной Конституции, депутаты и политологи назвали работу Конституционного суда, парламентские выборы по смешанной системе и уход от суперпрезидентской системы правления. Напомню, два года назад после всенародного голосования главный закон страны изменился на треть. К чему это привело, расскажет Дильназ Насекенова. 

В Казахстане продолжается всесторонняя модернизация страны, которая началась с изменений в Конституцию. Еще 2 года назад граждане своим решением внесли 56 поправок в основной закон Казахстана. Их можно разделить на пять блоков. Первый - окончательный переход от суперпрезидентской к президентской республике. Казахстан – единственная страна в регионе, где в Конституции прописаны нормы, не позволяющие Президенту состоять в политической партии. Также введен запрет на занятие государственных постов и публичных должностей для его ближайших родственников. Второй блок поправок перераспределил ряд властных полномочий. Президентскую квоту в Сенате сократили с 15 до 10 депутатов. Пять депутатов теперь предлагаются Ассамблеей народа Казахстана. В третьем блоке говорится об усилении роли Парламента. Мажилис теперь формируется по смешанной схеме. Четвертый блок поправок в Конституцию расширяет участие населения в управлении страной. Пятый - призван усилить механизм защиты прав граждан.

ЖАНАР САНХАЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КИСИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РК:

Важность заключается в том, что именно проведенный Референдум и Конституционные изменения заложили такой тренд на расширение открытости политической системы Казахстана. Если вернуться к тем задачам, которые ставились перед этими реформами, то можно их разделить на 2 задачи: первое - оптимизация функций между ветвями власти, когда необходимо было разграничить полномочия между законодательной, судебной и исполнительной властью, и в целом от центра к местному управлению. Вторая задача - это расширение политического участия и политического влияния самих граждан на принятие этих решений.

Пожалуй, самым важным изменением стал переход от суперпрезидентской к президентской форме правления с влиятельным парламентом и подотчётным правительством. Кроме того, весной прошлого года в выборах в Мажилис и маслихаты всех уровней участвовали уже семь партий. И их отбор прошел по смешанной системе.

БОЛАТ КЕРИМБЕК, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «AMANAT»:

Теперь у нас Президент избирается 1 раз на семь лет. Это повышает доверие граждан. А глава страны тем временем сможет реализовать свою предвыборную программу в полной мере. Отдельно стоит отметить то, что граждане могут инициировать отзыв мандата депутата. Это касается не только мажилисменов, но и депутатов областных и районных маслихатов. Еще одна особенность - депутаты маслихатов районов избираются полностью по одномандатным округам. А раньше все они проходили по партийным спискам. В маслихатах областей эта система работает 50/50.

Важным стало и воссоздание Конституционного суда. С начала его работы туда обратились более 7500 казахстанцев. Около тысячи обращений были о том, чтобы проверить соответствие тех или иных нормативных актов Республики Казахстан на соответствие Конституции. Более 250 обращений переданы на рассмотрение Конституционного суда. Это говорит о том, что государство заинтересовано в защите конституционных прав граждан,- говорят эксперты.

САЛТАНАТ НУРЫМБЕТОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ АППАРАТА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РК:

Следует отдельно отметить, что на сегодня Конституционным судом 12 норм действующего законодательства признаны несоответствующими Конституции. А это значит, с момента принятия таких нормативных постановлений данные нормы не подлежат применению, а также подлежат пересмотру законодательным органом власти. На сегодня 6 нормативных постановлений Конституционного суда полностью реализованы. То есть приняты соответствующие поправки в действующее законодательство. Если остановиться на них конкретно, то можно отметить, что теперь при обращении в суд государственную пошлину можно будет платить в отсроченном порядке, ранее такого не было.

Касым-Жомарт Токаев реализует беспрецедентные в истории Казахстана реформы. Эксперты и политологи отмечают, казахстанцы уже ощущают результаты изменений. Об этом свидетельствуют не только многочисленные обращения в Конституционный суд, но и выборы акимов районов и городов областного значения. По словам казахстанцев, это позитивно скажется на развитии регионов.