Жалобы казахстанцев на авиакомпании услышали в Минторговли. Невозвратные авиабилеты запретят продавать в Казахстане. Об этом на заседании Мажилиса сообщил глава ведомства Арман Шаккалиев. По его словам, теперь, если авиакомпании нарушат правила перевозки, то любой казахстанец сможет вернуть полную стоимость билета. Такую новеллу внесли в новый закон "О защите прав потребителей". Он также исключает из числа невозвратных товаров медизделия и абонентские устройства сотовой связи. Какие еще новшества предполагает законопроект, в материале Дильназ Насекеновой.
В Минторговли разработали новый законопроект "О защите прав потребителей". По словам министра Армана Шаккалиева, последние поправки в этот закон вносились 4 года назад и поэтому там есть недочёты, которые не соответствуют современным реалиям. Но главная причина - рост обращений граждан на действия недобросовестного бизнеса. Особенно жалуются казахстанцы на нарушения в сфере электронной торговли.
АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15 % от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%.
Поэтому в закон внесли такую новеллу, которая приравнивает электронную торговлю в Казахстане к торговой площадке. Это позволит министерству контролировать и проверять маркетплейсы. Кроме того, их обяжут перевести интерфейс на казахский язык.
АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
У нас есть 6 крупных площадок такие, как Kaspi, Ozon, Wildberries , Alibaba и так далее. И более 40 электронных досок. Мы поставили всем им условие - в нашем законодательстве есть требования о том, чтобы вся информация была на казахском языке. Вы можете наблюдать, что уже многие из них перешли на государственный язык.
Но больше всего нарушений прав потребителей в сфере гражданской авиации, уверен депутат Бакытжан Базарбек. Он возмутился тем, что на некоторые авиабилеты невозможно оформить возврат. Поэтому предложил забирать разрешительные документы у компаний, которые регулярно нарушают правила перевозки.
БАКЫТЖАН БАЗАРБЕК, ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
Люди устали от беспорядков и незаконных действий таких компаний, как Air Astana и Fly Arystan. Государство не может ничего с этим поделать. К сожалению, билеты не возвращаются, рейсы откладываются. Самое ужасное – это то, что люди с инвалидностью и подростки не допускаются на рейс. В своё время лоббисты устранили все проверки, направленные на защиту потребителей. Лоббисты по-прежнему сильны и пытаются снова повысить цены на билеты.
Проблему не отрицает и министр Шаккалиев. По его словам, количество обращений казахстанцев на деятельность авиакомпаний растет. В прошлом году, по его данным, было зарегистрировано более 50 тысяч обращений. Но проблему сможет решить новый закон. Так, если правила договора нарушила авиакомпания, тогда пассажиры смогут взыскать полную стоимость за билеты. Если нарушение со стороны пассажира - деньги за билет он не получит.
АРМАН ШАККАЛИЕВ, МИНИСТР ТОРГОВЛИ И ИНТЕГРАЦИИ РК:
Надо обратить особое внимание на качество и ответственность авиаперевозчиков, не простых работников, стоящих за стойкой регистрации, а первых руководителей, администрации. И я со своей колокольни скажу, что в наш закон мы внесли изменения, которые исключат возможность отказа в выплате авиабилетов. И второе - авиауслуги теперь будут в функционале комитета по защите прав потребителей нашего министерства. Это для нас дает возможность воздействовать уже с точки зрения госконтроля.
Одним из ключевых изменений станет создание института омбудсмена по защите прав потребителей. Он станет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества. Одним словом - будет выступать посредником между государством и обществом.