Қазақша Полная версия

Навоз приравняли к урану: фермеры ВКО платят миллионные налоги за сельские отходы

  • AstanaTV
  • 02 апрель 2017
  • 1203

На этой неделе много говорили и о бизнесе, который постоянно  подвергается давлению со стороны проверяющих органов. А тут еще и различные выплаты. В перспективе работодатели обязаны будут отчислять средства в фонд обязательного медстрахования и взносы в ЕНПФ. Поэтому в миннацэкономики думают над облегчением финансового бремени для предпринимателей, снизив социальный налог.  Одни эксперты называют это правильным решением, мол перестанут занижать зарплаты и выдавать их в конвертах, другие же говорят, что государству тогда придется искать дополнительные деньги на те же пенсии, ремонт дорог и строительство школ. С начала текущего года социальный налог пополнил бюджет почти на 100  млрд. тенге. Ольга Чапурина, вникая в цифры, узнала, что, например, фермеры Восточного Казахстана платят за сельхозотходы миллионные налоги. Там навоз приравняли к урану. Поэтому и налоги такие внушительные. 

На ферме  Константина Ивашова три тысячи поросят. Это единственное элитное племенное стадо в Восточном Казахстане. За  потомством  приезжают крестьяне из других регионов и соседней России. Бизнесмен собирался поставлять мясо на экспорт. Но непредвиденные налоги помешали планам. В местном департаменте экологии, говорит предприниматель, навоз на его предприятии приравняли к свинцу, мышьяку и урану.

Константин Ивашин, предприниматель:

Департамент экологии  насчитал предприятию такие штрафы, равные объему оборота за три года. В общей сложности 460 миллионов тенге. Департамент экологии не удосужился разобраться, что такое  токсичные отходы, а что такое отходы сельского хозяйства.

На непомерно большую налоговую нагрузку отечественные бизнесмены жалуются давно. Давайте разберем, сколько же платят на самом деле казахстанские предприниматели. Ставка социального налога – 11%. В скором будущем к этим выплатам должны будут добавиться отчисления в фонд обязательного медицинского страхования в размере пяти процентов.  И с 2018 года обязательные взносы в накопительный пенсионный фонд. Это еще 5%.  В результате нагрузка  на работодателя по соцналогу, отчислениям в фонды страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования в течение ближайших 3-х лет увеличится с 13-и до 21%. Плюс к этому корпоративно-подоходный налог, НДС, имущество и профессиональные пенсионные взносы.

Сергей Уткин, юрист:

И в итоге набегает достаточно приличная величина. всегда возникает вопрос, а нужно ли мне показывать большую заработную плату. А не проще ли в конвертике платить работнику ,без всяких вот этих вот подоходных, индивидуальных пенсионных взносов, социальный налог и еще там ряд взносов. Я хочу заплатить 100 тысяч тенге работнику и еще должен 50 тысяч тенге налогов всяких там заплатить. 

Один из способов снизить эту самую нагрузку на бизнес на минувшей неделе озвучил министр национальной экономики. По его словам, в ведомстве хотят сократить социальный налог.

Тимур Сулейменов, министр национальной экономики РК:

Чтобы почувствовать эффект его нужно сокращать существенно. Там не знаю в полтора-два раза. Но этот вопрос, повторюсь, рассматривается пока в рамках рабочей группы по налогообложению. И еще не утверждался правительством и тем более в парламент пока не вносили.

Почему под сокращение попал именно социальный налог? Потому что все остальные виды налогов увязаны с конкретными задачами, объяснил министр. Их по сути трогать нельзя. Например, отчисления в фонд медстрахования идут на медицину. Пенсионные взносы в ЕНПФ. Фонд социального страхования – это выплаты по безработице, пособия по временной нетрудоспособности и так далее. И только социальный налог, по словам Сулейменова, идет в общую казну. Платят его не только мелкие, но и крупные бизнесмены, в том числе адвокаты и нотариусы.

В 2016 году, по данным Минфина, только за счет социального налога, бюджет страны пополнился на сумму свыше 530 млрд тенге. А за два месяца 2017-го уже почти на 99 миллиардов. ЗКТ Более того, по словам депутата Мажилиса Аманжана Жамалова некоторые регионы практически живут за счет этих отчислений.

Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:

Дополнительно Министерство нацэкономики, я посмотрел,  сейчас рассматривает вопрос снижения социального налога, который составляет 12 процентов всех доходов местных бюджетов. А это около 530 млрд тенге. Следовательно, опять сократятся доходы местных бюджетов? Что в этой связи думает Минэк по этому вопросу?

Проведем параллель. Налоговый бюджет можно сравнить с двумя чашами. Первая – эта казна. Сюда как раз поступают все выплаты. И в ней фактически формируется бюджет. Вторая чаша – это то куда бюджет тратится. Поступления от социального налога могут пойти, например, на пенсии, строительство дорог или ремонт школы. Но что будет, если вдруг в первой чаше окажется меньше денег?

У экономиста Петра Своика сокращение социального налога вызывает серьезные опасения.  Если правительство его снизит, уверен он, то и поступления в бюджет резко сократятся.  А значит, на такие вещи как например, строительство или ремонт дорог чиновникам придется искать деньги где-то в другом месте.

Петр Своик, экономист:

Все выплаты социальные из бюджета. Ну в основном пенсии. Это почти 2 трлн тенге. А все сборы вот от этого самого подоходного налога  и социального налога они чуть превышают где-то триллион тенге. Разница между ними 800-750 млн тенге не хватает между поступлениями и между тем, что надо платить.

Не рады идее министерства и сами  бизнесмены. Они уверены, что после снижения соцналога большой разницы и не почувствуют.

Галина Казанцева, председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО:

Там грядет пенсионные 5%, кроме того предприниматели платят отчисления где вредные условия. Еще медицинское страхование 5 %. И еще много всего-всего они платят.

В то же время специалисты уверены, что бить тревогу пока рано. Сокращение социального налога пока находится на стадии обсуждения. Поэтому возможно, что чиновники, продумают не только как снизить давление на бизнес, но и откуда восполнить недостающие поступления.

Ольга Чапурина, Ирина Якунина, Адиль Онербаев, Анара Нуртазина, Руслан Ли, Самат Орынбаев