Қазақша Полная версия

Эксперт рассказал о гарантиях безопасности АЭС в Казахстане

Фото liter.kz/Радмир Фахрутдинов

Атомные электростанции, которые строят сейчас, обладают повышенной системой безопасности. Об этом подробно рассказал председатель Ассоциация развития атомной индустрии (AIDA) Алдияр Токтаров. Эксперт в интервью газете «Литер» также высказался о рисках облучения, угрозах для Балхаша и нехватке кадров для строительства и обслуживания АЭС  передает Astana TV.

Алдияр Токтаров признался, что лично «за» строительство АЭС в Казахстане. 

Думаю, Казахстан, обладая уникальным преимуществом в виде запасов урана и развитой промышленности, может извлечь значительную выгоду из этого проекта. К тому же я считаю, что мы не должны сознательно загонять себя в рамки, делая все ставки на один или два источника энергии и полностью отвергая другие. Для развития нужен грамотный энергетический баланс, и я вижу АЭС в этом балансе в будущем, - признался эксперт.

Что касается страхов после историй с Семипалатинским полигоном и Чернобыльской АЭС, эксперт отметил, что современные проекты учли эти уроки прошлого.

Да, в истории нашей страны был ядерный полигон, но строительство АЭС – это совершенно другое. За всю историю АЭС в мире было только три крупных аварии – в США на Три Майл Айланд, в Украинской ССР на Чернобыльской АЭС и в Японии на Фукусиме. Эти уроки извлечены и приняты в разработку. Те электростанции, которые строят сейчас, обладают повышенной системой безопасности, - отметил глава профильной Ассоциации.

По его словам, есть четкие механизмы реагирования на возникающие проблемы.

Как бывший сотрудник Казатомпрома я не понаслышке смело утверждаю: к мерам безопасности в атомной промышленности у нас относятся очень серьезно. Я был на шести АЭС в мире. В Словении обратил внимание на электростанции Кршко, что чуть ли не сразу за забором находится теплица, в которой выращивают разные культуры, цветут подсолнухи. Это пример одного из показателей, что страны, которые знают, как это работает, не переживают по поводу радиационного воздействия. Просто потому, что его нет.

Что касается отработанного топлива, по словам эксперта, в случае строительства АЭС оно будет идти на переработку. Такие примеры в мире тоже есть – например, Франция, таким образом, минимизирует свои затраты на новое ядерное топливо. Также Алдияр Токтаров уверяет, что озеро Балхаш не пострадает, потому что АЭС потребляет минимальное количество воды для собственных нужд. 

Казахстанцы могут беспрепятственно отдыхать, как и прежде. Обмеления не будет. Например, в Бразилии АЭС стоит на берегу океана, и там же купаются отдыхающие, занимаются рыболовством. Местным жителям строительство проекта даже выгодно: это новые рабочие места, развитие местной инфраструктуры.

Среди преимуществ от строительства АЭС эксперт называет развитие инфраструктуры.

Проект АЭС очень наукоемкий и способен поднять страну на новый уровень. Это и развитие промышленности и науки, и производство ядерного топлива, и развитие кадров. Казахстан обладает серьезным потенциалом. У нас есть Казатомпром и его огромное влияние на поставки для мировой ядерной энергетики. Нам стоит использовать этот потенциал, чтобы развить себя.

Специалист также сделал прогноз по тарифам на электроэнергию после введения АЭС.

По моему мнению, у нас достаточно низкие тарифы на электроэнергию, которые сдерживались нерыночными механизмами. И мы пришли сейчас к тому состоянию, что у нас вконец износились генерирующие мощности. Многие ТЭЦ подходят к своему “пенсионному возрасту”. И именно эту генерацию придется чем-то замещать. Эта роль в Национальной энергосистеме (НЭС) республики и отводится атомной электростанции. Полагаю, что тариф будет расти, и нам этого никак не избежать.То, что АЭС однозначно сможет сделать, – это привести к предсказуемому тарифу, который можно будет использовать для долгосрочного планирования.