Двести
сорок миллионов долларов Казахстан займёт
у Азиатского банка развития на реконструкцию дороги Актобе-Макат. Министр
по инвестициям и развитию Женис Касымбек убеждал сегодня Мажилис в
оправданности такого большого кредита. Мол, деньги позволят
отремонтировать почти 300 километров
дорог. Ольга Чапурина о внешних займах и скоростемерах.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
Очередной
внешний займ. На этот раз Казахстан берет
деньги у Азиатского банка развития. Средства, как уточнил Женис
Касымбек, пойдут на реконструкцию почти 300 км дороги Актобе-Макат. В общей
сложности предполагаемая сумма затрат на
этот участок, по данным министра, 273 млн долларов. Чуть больше 240 миллионов
долларов планируется взять у Азиатского банка, еще около 33 миллионов
выделит республиканский бюджет. На ремонт дополнительных 156 км этой
же дороги наша страна занимает уже у
Исламского банка. Правда, в этом случае
глава ведомства затруднился уточнить сумму. Постарался убедить, что
дорога стоит таких средств.
Женис
Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
Там
будет более 150 различных инженерных сооружений, 11 переходов, 39
скотопрогонов. Это не просто двухполосная дорога, а земельное полотно, земляное
полотно 15 метров в ширину. Это второй категории дорога, то есть она переводится в улучшенную. Плюс
это асфальтобетон и нагрузка на ось будет 13 тонн.
Реконструкция
дороги будет иметь и важное экономическое значение, - продолжал аргументировать
Касымбек. Она даст выход Прикаспийскому региону на рынки Китая, России и
Юго-Восточной Азии. Однако мажилисмен Сергей Симонов вспомнил, что дорога ждала
финансирования еще в 2015 году. А ее строительство должны были завершить в 2019
году. Теперь сроки сдвигаются на 2021.
Сергей
Симонов, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Ее
разбили на три неравномерных участка с разными источниками финансирования - это
Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Нацфонд. А завершение
строительства теперь планируется на 2021 год. У меня вопрос, чем все-таки связана задержка подписания
соглашения о займе и почему на одну дорогу мы привлекаем два разных банка?
Задержку
министр объяснил тем, что в стране
одновременно реконструируется четыре с половиной тысячи километров дорог. И
разом привлечь деньги из бюджета на столь масштабный проект - накладно. Кроме
того, Казахстан по вопросам кредитов сотрудничает с четырьмя банками, которые
выдают ограниченные суммы займов.
Женис
Касымбек, Министр по инвестициям и развитию РК:
У
этих банков есть лимиты на регион на страны. И, исходя из этих лимитов,
естественно, участки были поделены. То есть, если мы «Западная Европа -
Западный Китай» работали с одним банком - со Всемирным банком, то на этих
участках у Исламского и Азиатского банка полностью денег на всех участках нет.
Всемирный банк работает на других участках. Европейский, в основном, на юге
работает.
В
итоге Мажилис одобрил ратификацию соглашения о займе между Казахстаном и
Азиатским Банком Развития. Срок кредита - 18 лет. Ставка вознаграждения - 0,6%.
Продолжая тему дорог, один из депутатов
обратился с запросом к премьер-министру страны. По поводу трассы
Астана-Щучинск. Нурлан Дулатбеков обеспокоен ростом ДТП на этом участке. Число
аварий за прошлый год там выросло на 70 процентов. В них погибли 88 человек, -
уточнил мажилисмен.
Нурлан
Дулатбеков, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нұр Отан»:
Анализ
показал, что основными причинами совершенных ДТП с гибелью людей является
несоблюдение водителями правил дорожного движения, а именно - превышение
скорости, несоблюдение дистанции, наезд на пешеходов и иные нарушения. Кроме
того, гибель людей в ДТП в данной платной дороге наблюдается во время активного
отдыха граждан в Щучинско-Боровской курортной зоне.
Ольга
Чапурина, корреспондент:
Депутат
уверен, что правительству нужно обратить внимание на международный опыт и
начать ограничивать скорость движения по таким трассам. Для этого мажилисмен
посоветовал установить по всей дороге от Астаны до Щучинска скоростемеры.
О.
ЧАПУРИНА