В Актау все больше случаев возгорания машин. С начала года в регионе зафиксировано 117 пожаров. 40% пришлось на авто и, как правило, переведенных на газ. Мангистауская область единственный регион в стране, в которой 70% автомобилей ездят на сжиженном газе. Светлане Султангереевой специалисты рассказали, что водители стараются установить самое дешевое оборудование. Безопасность их особо не волнует. А машины в итоге такой экономии - горят.
Светлана Султангереева, корреспондент:
В Мангистауской области зарегистрировано 175 тысяч автомобилей. По этому
показателю регион на четвертом месте в
Казахстане. Зато число машин, которые ездят на сжиженном газе, зашкаливает - 70
процентов от общей массы.
И эти
данные специалистов департамента ЧС отнюдь
не радуют. Ведь 40% от общего
количества пожаров приходится именно на
газовые машины.
Азамат Сейталин, главный специалист ДЧС Мангистауской области:
…да, на самом деле цифры беспокоят. Необходимо отметить, что передвижные автотранспортные средства органам гражданской защиты не подконтрольны. Мы проверяем их и т.д. Техническое состояние автомобиля контролируется при процессе обязательного технического осмотра, однако в ходе техосмотра не проводятся проверки на электроспособности автомобиля, электрики, топливной системы.
Предпочтение более дешевому сжиженному газу в основном отдают таксисты. Но и дорогие внедорожники все чаще переводят на голубое топливо. Все дело в цене. Литр газа - 35 тенге, а популярная марка 92-ого бензина доходит до 145.
Венера Мустапаева, руководитель управления предпринимательства и торговли Мангистауской области:
Самый большой лимит министерство энергетики выделяет Мангистаускому региону. Учитывая наше количество машин, которое перешло… вот каждый день если не уменьшается, то только идет в гору, все, каждый предприниматель, каждый житель нашего региона умеет считать свои деньги в кармане.
Булат Аганбаев, таксист:
Вот смотрите, на газу, скажем, 10 литров бензина я смогу проехать 100 км, на бензине я не проеду столько, тем более по городу, а полный бак мне хватит на 380 км. 3 дня я могу ездить на 1500 тенге.
К сожалению, экономя на топливе, многие водители вопрос безопасности просто-напросто игнорируют. После установки баллонов их исправность проверяет не каждый автовладелец. И практически все экономят на оборудовании. 90% покупают более дешевое за 80-90 тысяч тенге, тогда как качественное обойдется в 150 000.
Данияр Мырзабек, специалист газового оборудования:
Люди сами тоже виноваты. Они приходят и до конца ищут самую беспонтовую точку и когда находят самую минимальную точку, они еще скидку просят. Через 3 года потом загорается машина, и потом винят, что из-за газа, а на самом деле это человеческий фактор.
Светлана Султангереева, корреспондент:
Такая ситуация заставила специалистов действовать. Они подготовили и отправили предложения в комитет по чрезвычайным ситуациям. Считают,
что техосмотр автомобиля должен включать в себя и обследование узлов, агрегатов
газобаллонного оборудования. И это необходимо закрепить законодательно, -
полагают эксперты.