Новый налоговый кодекс, проект которого сегодня рассмотрел Сенат, так и не стал -простым и понятным для граждан, заявил на пленарном заседании палаты Аскар Бейсенбаев. Сенаторы раскритиковали проект нового документа и вернули его со своими доработками в мажилис. Сложность «восприятия» текста документа парламентарии показали количеством заложенных в нём статей. В качестве примера привели страны СНГ.
Так, в Налоговом кодексе России - 432 статьи, в Беларуси - 330, Грузии - 310, а в Казахстане - 773 статьи. Более того, в документе около ста отсылок на постановления правительства и порядка 300 иных актов.
Что касается внесённых сегодня изменений, то сенаторы предлагают освободить от НДС фармуслуги по учёту и реализации лекарств и изделий медназначения. Кроме того, они решили в два раза повысить налог на игорный бизнес, и в полтора раза - ставки по электронной кассе для букмекерских контор. Ещё ряд норм вызвали обеспокоенность у депутатов.
Аскар Бейсенбаев, депутат Сената Парламента РК:
В преддверии Всеобщего декларирования в рамках проекта Налогового кодекса предлагается с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора - это патент, упрощенная декларация, единый земельный налог. И перевести их на полноценный учет доходов и расходов. В этой связи, вызывает обеспокоенность то, что при таком подходе решения вопроса в связи с резким ростом налоговой нагрузки на малый бизнес может просто уйти в «тень» или обанкротиться.
Уже после заседания, журналисты пытались расспросить членов кабинета министров касательно поручений президента, озвученных накануне во время дня индустриализации. В частности, по возврату капитала в страну. Ответ главы Минфина мало что прояснил. Бахыт Султанов сказал, что цифры по компаниям и их капиталу за рубежом - это данные Нацбанка. А когда и как будут возвращать миллиарды долларов, чиновник не ответил.
Бахыт Султанов, Министр финансов РК:
Цифры, названные вчера - это данные национального банка, они говорят о том, что 14 наших предприятий налогоплательщиков держат на заграничных счетах 12,5 млрд долларов. Мы проводим соответствующую работу. Кроме того, фискальные органы проводят работу в соответствии с принятыми конвенциями, например, конвенцией, недавно мы подписали соглашение ФАТКО, в прошлом году Страсбургская конвенция двусторонний обмен данными с налоговыми органами других стран. Соответствующая работа ведется.