Перевозчики КНР намерены увеличить объем экспорта
казахстанской пшеницы через порт Ляньюньган, - заявил телеканалу «Астана» глава «Китайско-казахстанской международной
логистической компании». Этот проект стал одним из ключевых в
возрождающемся экономическом поясе Великого Шелкового пути. Наш международный
обозреватель Анара Сюмбаева посетила
основные пункты транспортного
коридора, чтобы понять, как будет работать Новый Шелковый путь.
Анара
Сюмбаева, международный обозреватель:
Ежедневно
с этого порта тысячи грузов отправляются по всему миру. Ляньюнган называют не
только «окном в море», но и «окном в Европу». Это - конечный путь нового Шелкового пути,
соединяющий Европу со странами Юго-Восточной Азии, транзитом через Казахстан и
Китай. И это существенно экономит время. К примеру, груз, отправленный отсюда в
Грузию, доберется до пункта назначения примерно за 13 дней. Этот же маршрут
отправленный морем, займет около месяца.
Ляньюнган
- один из 25 крупнейших портов мира. С
той лишь разницей, что кроме морского, он является еще и сухим портом. Отсюда
поезда отправляются через Хоргос в Алматы, Ташкент, Актау и дальше до Турции.
Уже три года на его территории работает пока единственный совместный казахстанско-китайский
терминал. Нашей стране принадлежит 49% акций,
Китаю - 51.
Лю
Бинь, генеральный директор «Китайско-казахстанской международной логистической
компании»:
За
три года объем экспорта и импорта
превысил 8 млн тонн. Объём контейнерных разработок превысил 500 тысяч
контейнеров.
Терминал специально создавали для перевозки грузов из стран Юго-Восточной
Азии в Казахстан, Россию, Евросоюз. С
января этого года с железнодорожной станции Жалтыр во вьетнамский порт Хошимин
отправились первые партии казахстанского зерна. Пока Ляньюнган - единственный
порт, способный осуществлять такие поставки.
Лю
Бинь, генеральный директор «Китайско-казахстанской международной логистической
компании»:
Здесь
проходит экспорт пшеницы через Ляньюнган во Вьетнам. То есть, открыт транзитный
коридор, позволяющий экспортерам из Казахстана возить зерно в страны
Юго-Восточной Азии. Мы планируем увеличить объем этих грузоотправлений. В том числе казахстанская
пшеница, которой славится Казахстан, будем в больших объемах экспортировать в
Юго-Восточную Азию.
Компьютеризация
терминала существенно сэкономила не только время рабочих процессов, но и кадры.
С казахстанской стороны здесь работает
всего 8 человек. Мы поинтересовались условиями труда и оплаты. Почему то не
прокомментировали. Недавно отсюда впервые выехали составы в
Центрально-Азиатский регион и Стамбул транзитом через территорию Казахстана.
Проект «Один пояс, один путь» выгоден и Казахстану.
Страна может зарабатывать на транзите и развивать транспортные коридоры. Китай же в продвижение своей идеи готов
вложить 4 триллиона долларов. Еще один ключевой пункт на Шелковом пути - провинция Чжэцзян. Со слов местных властей,
китайские инвестиции в разы превышают казахстанские.
Пэн
По, зам. начальника Управления международных связей администрации провинции Чжэцзян
(КНР):
По
состоянию на июнь 2016 года инвестиции Чжэцзяна в Казахстан составили 530
миллионов долларов. Благодаря им, сейчас там работает 19 предприятий. Казахстанские
инвестиции в Чжэцзян - это заключенные контракты с 15 предприятиями на сумму 33
млн 980 тысяч долларов.
Поражают
и масштабы торгового города Иу. Здесь 10 тысяч промышленных предприятий.
Производят все: от застежек «молния» до одежды и игрушек. Все это поступает на
крупнейший крытый оптовый рынок в мире – «Международный торговый город Иу».
Уникальность в том, что покупатель может выбрать нужный товар,
совершить сделку и даже отгрузить его в один из 700 городов мира. И это, не покидая стен рынка.
Анара
Сюмбаева, международный обозреватель:
Вот
таких переполненных товарами павильонов здесь около 40 тысяч, а расположены они
на территории 2,5 км. Местные жители говорят клиент для них - самый важный человек, потому что без него они
останутся бедными. Отсюда товары отправляются через международный порт ИУ в
Казахстан, а также другие страны, расположенные на Новом Шелковом пути.
А.
СЮМБАЕВА