Бездумно
копировать тесты Назарбаев интеллектуальных школ для контрольных в обычных
школах - недопустимо, говорят в столичном Центре модернизации образования.
Учителя не должны использовать для проверки знаний темы, которые не были пройдены.
В центре сейчас проводят разъяснительную работу с педагогами, работающими по новой системе. Дело в том,
что родители учеников 5 и 7 классов
обращают внимание на резкое ухудшение оценок после перехода на программу обновлённого
содержания. Мои коллеги расскажут о
сложностях перевода. Начнем с Костаная.
Анна
Рахманова, корреспондент:
В
Костанае по новой оценочной системе некоторые учебные заведения работают второй
год. К примеру, в школе-лицее №2 в прошлом году эта методика была только у
первоклашек. Сейчас к ней присоединились ученики 2, 5 и 7 классов. Правда, спецподготовку прошли только 18 из 98
учителей. Как отмечает руководство учебного заведения, внедрению новой системы
должна была предшествовать масштабная подготовка, как самих педагогов, так детей и родителей.
Елена
Голубева, зам. директора по учебной
работе школы-лицея № 2 г. Костанай:
Учителя
сейчас сами вынуждены все это изучать. Вынуждены все апробировать, вынуждены
сами доносить до родителей эти сведения, т.к они понимают. Безусловно, у нас
есть поддержка ЦПМ, Өрлеу, люди, которые могут и
готовы нам помочь, но, тем не менее, 100 % подготовки не пошло.
Еще
одна проблема - большая наполняемость классов, говорят педагоги. Хотя новая
методика предполагает индивидуальный подход к ребенку и родителям. Если в
классе 36 учеников, то побеседовать с каждым и дать развернутую характеристику
успеваемости просто невозможно.
Анна
Рахманова, корреспондент:
Из
положительных моментов педагоги отмечают тот факт, что теперь дети учатся
работать над мотивацией, а также оценивать себя и друг друга. Кроме этого, с
помощью электронного дневника могут самостоятельно распределять нагрузку и
время на подготовку домашних заданий. О том, с какими проблемами столкнулись в
столице при внедрении программы обновленного содержания расскажет Катерина Брынюк.
Катерина
Брынюк, корреспондент:
Внедрение
программы обновленного содержания в 5 и 7 классах в этом году в городском управлении образования назвали
стрессовым. Для того, чтобы готовить учителей к преподаванию по новым
стандартам, а родителей - воспринимать новые оценки, в Астане открыли центр
модернизации образования.
Он
вырос из методического отдела. Сейчас более 60 специалистов проводят плановые
курсы для учителей - и внеплановые встречи с родителями. Для мам и пап
учеников, которые до этого 6 лет каждый день приносили из школы отметки,
система суммативного оценивания показалась несправедливой. Так в табелях
отличников и ударников появились тройки
за четверть. Особые нарекания вызвали задания для четвертного контроля: в них
учителя стали использовать тесты Назарбаев Интеллектуальных школ, которые
объективно сложнее. Директор центра модернизации образования Гульнара Ибраева
подчеркивает, что тесты НИШ учитель должен использовать только как образец, а
контрольную выстраивать по темам, которые дети прошли. Бездумное копирование -
запрещено.
Гульнара
Ибраева, директор Центра модернизации образования акимата г. Астана:
Если
такие случаи еще имеют место в школе быть, то это скорее всего случаи с
малоопытными учителями, с которыми мы сейчас отрабатываем эту систему, мы о ней
говорим. Потому что, я еще раз говорю, цель наша не дать определенный объем
знаний и оценить его определенной оценкой. А нам именно понять - насколько
ребенок усвоил ту или иную тему.
Современная
модель образования, в частности европейская, не умаляет важности оценок,
рассказали нам в частной британской школе в Казахстане. Учебное заведение имеет
150 летнюю историю, а в Астане в этом году здесь готовят первый выпуск. 12 лет
юных астанчан готовили к поступлению в вузы Великобритании, язык обучения -
только английский. По программе международного бакалавриата ученик может
выбрать профильные предметы, по ним идет углубленная подготовка. Раз в три
месяца родителям на имэйл приходят репорты, в которых есть бальная оценка по
предметам и буквенная - АВС - за старание.
Аблай
Аубакиров, студент IB (12 класса):
Максимальная
оценка - семь. Мы все хотим получить шестерки-семерки. Уже если ниже пятерки
или четверки, значит нужно стараться, работать.
Джонатан
Алмер, директор школы Haileybury Astana:
Оценки,
безусловно важны. Есть даже рейтинг внутри сети наших школ. Кстати,
казахстанские ученики Haileybury показали лучшие результаты на экзаменах, чем
британские школьники, для которых английский язык является родным. Во-вторых,
оценки важны для поступления в престижные университеты. В Великобритании вузы
смотрят на академические показатели, но также для них является важным и
персональное личностное развитие и личностный рост. Их дают дополнительные занятия.
Катерина
Брынюк, корреспондент:
В
частной школе акцент делают на индивидуальный подход к каждому ребенку.
Бесплатному образованию такая опция пока недоступна. Да и баллы суммативного
оценивания по программе обновленного содержания по-прежнему переводят в «пятерки»,
«четверки» и «тройки». И выставляют в табеля.
Е. БРЫНЮК