После
массового отравления мороженым в Шымкенте, где число пострадавших достигло
почти 200-т человек, общественники предлагают запретить стихийные торговые
точки по всей стране. По их словам, в основном еду быстрого
приготовления продают на улице, где грязно и пыльно. Другая проблема — некачественные продукты. На
неделе санэпидимиологи сообщили, что смесь для мороженого готовили в домашних
условиях без соблюдения каких-либо гигиенических норм. Обычно, мелкие киоски,
где реализуют молочные изделия, не
проверяют, так как они относятся к малозначимым объектам. А стоило бы. Команда
«Избранного» выехала в рейд и выяснила, что некоторые торговые точки в Шымкенте работают в антисанитарии, у
продавцов нет медкнижек, а на продукцию нигде не дают гарантию. Бахрамбеку
Талибжанову пришлось побыть пытливым покупателем.
- Когда молоко к нам поступает мы его проверяем на качество. После проверки мы продаем. Сначала мы его сами пробуем. Прежде чем Вам продавать сами пробуем.
Проспект Республики. Один из самых оживленных районов Шымкента. Отсюда мы и начали знакомиться с торговыми точками, реализующими мороженое. В этом киоске под видом покупателей интересуемся, какие гарантии они дают на качество продукции. Продавец показал нам свою медицинскую книжку, удостоверив, что он здоров. А вот разрешительных документов на продажу мороженого и сертификата, подтверждающего надежность и безопасность продукции, у него не оказалось.
- Сертификат у начальника. Начальнику позвоню. Он Вам документы привезет.
Не дождавшись владельца киоска, мы отправились на улицу Аскарова. Напротив цветочного рынка расположены точки общепита. В основном продают фастфуд и мягкое мороженое. При виде нашей съемочной группы некоторые продавцы начали сворачивать торговлю.
Здесь кругом можно найти нарушения. Вот продавцы шаурмы элементарно не соблюдают правила гигиены. Готовят еду без специальных перчаток. В соседней точке, где продают самсу, такая же картина. А мясные ингредиенты хранят в небезопасных условиях. Заметив нашу камеру, сотрудники принялись наводить порядок.
- Вы дома это все готовите и приносите сюда?
- Да, из дома приносим.
Далее, мы поинтересовались наличием медицинской книжки у работников общепита. Однако, никто их нам предъявить не смог.
- А у вас, как у продавца, есть книжка медицинская? Можете показать?
- Они на Тауке Хана – Гоголя. У нас в головном офисе все. Они почему там лежат, потому что недавно, когда мы проходили осмотр мы все сдали на проверку туда. Поэтому они еще нам не привезли их.
- Медицинская книжка есть у Вас?
- Есть, есть. Сейчас приедет. Если хотите покажем все.
- То есть у вас ее с собой нет?
- Нет, нет. В машине она.
Опасные точки в городе начали проверять после массового отравления мороженым. С 29 марта десятки людей начали поступать в инфекционную больницу. Пациенты обращались к медикам с жалобами на боли в животе, высокую температуру, тошноту и диарею. Все пострадавшие покупали молочное изделие в одном месте.
Ислам Ахметжанов, родственник пострадавшего:
У меня внук в реанимацию попал. Еще в себя не пришел. 27 числа он в технопарке был. В «Южном» он купил и съел мороженное. На следующий день ему стало плохо. У него заболел живот, появилась рвота. После он потерял сознание. Мы вызвали скорую, которая его доставила сюда.
В тот же день кафе «Южное», в здании которого действовал мороженый киоск - закрыли. Полиция и эпидемиологи начали проверять заведение. Количество пострадавших тем временем продолжало расти. Общее число обратившихся в больницу достигло 188 человек. За это время у 27 больных выявили сальмонеллёз.
Мукан Егизбаев, руководитель управления здравоохранения ЮКО:
...в скрытом периоде у кого-то останется, чтобы не было носительства, чтобы такого не было мы всем поголовно сальмонеллезный бактериофаг дали. Этим больным.
На днях глава Департамента охраны общественного здоровья озвучил предварительные результаты проверки и лабораторной экспертизы. По словам Нурбека Нышанова, смесь для мороженого готовили из некачественных продуктов в домашних условиях. В 24 ингредиентах специалисты нашли стафилококк и бактерии кишечной группы. Помимо этого, у двух сотрудников торговой точки было подозрение на сальмонеллёз.
Нурбек Нышанов, руководитель департамента охраны общественного здоровья ЮКО:
У работников, 5 человек кафе «Южное», только у одного имеется наличие медицинской книжки, которая свидетельствует о том, что он прошел медицинский осмотр. И кроме того там не соблюдался дезинфекционный режим. 58:47 Смесь для изготовления, мороженного готовят в помещении частного дома у родственников, где не соблюдались санитарно-гигиенические правила. Готовую смесь в киоск привозят в полиэтиленовых ёмкостях, 5-литровых.
Кафе «Южное» работает в Шымкенте с 2004 года. Владеет им некая Ишмуратова. Известно, что женщина не уведомила госорганы о своей деятельности. Когда именно в здании кафе появился киоск по продаже мороженого, специалисты пока не выяснили. За время работы данную точку не проверяли, так как она входит в категорию малозначимых объектов, пояснил Нышанов.
Нурбек Нышанов, руководитель департамента охраны общественного здоровья ЮКО:
Данный объект он не подлежал плановым, особо порядковым проверкам. А в данный момент тот объект должен был уведомить нас в территориальное управление охраны общественного здоровья. Однако тот хозяин, индивидуальный предприниматель, он уведомление не дал, и мы их не проверяли.
Пострадавшие продолжают обращаться в полицию. На сегодняшний день поступило уже 173 заявления. Полиция проводит расследование по статье «Нарушение санитарных правил или гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности массовое заболевание». Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 2-х тысяч МРП. Виновных могут привлечь к исправительными работам, либо их ждет ограничение или лишение свободы на срок до двух лет. Юристы же советуют пострадавшим подать коллективный иск в суд. Таким образом шымкентцы могут взыскать с владельца кафе компенсацию за нанесение вреда здоровью.
Сергей Уткин, юрист:
За вред здоровью можно взыскивать. И доказывать его, что в результате вот этого нарушения моему здоровью был причинен вред. Вот справка из больницы. Такой-то диагноз, столько-то пролежал там 3 дня. Пусть маленькая величина. Ну сколько там, я не знаю – 10 тысяч, 50 тысяч тенге, 100 тысяч тенге. Я не знаю сколько им моральный вред им возместят и в какой сумме.
После этого ЧП общественники призывают чиновников усилить контроль над малозначимыми торговыми точками.
Эльмира Калманова, общественник:
На улицах и базарах, там, где многолюдно всегда пыльно и грязно. Есть вероятность подхватить инфекцию. Там много торговых точек, реализующих разливное мороженое. Мы не знаем из какого молока его готовят. Может используются просроченные продукты. Поэтому их лучше держать на контроле - проверять раз в неделю.
Перед сезоном активных продаж мороженого, технологи пищевого производства советуют предпринимателям задуматься о безопасности и качестве продукции. В первую очередь при изготовлении этого вида продукта специалисты обращают внимание на соблюдение правил дезинфекционного режима.
Алена Крекотень, начальник отдела сертификации и контроля качества продукции молочной компании:
В зависимости от выпускаемых продуктов дезинфекция и мойка оборудования происходит по-разному. Но вообще, после окончания каждого технологического процесса должна происходить мойка. Каждый раз. Это должна быть, если говорить о молочном предприятии, это мойка кислотными моющими средствами, щелочными моющими средствами и обязательная дезинфекция.
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент:
На ситуацию отреагировало и бизнес сообщество. В нацпалате «Атамекен» выступают с инициативой создать в стране специальные общественные организации, которые будут защищать интересы потребителей и контролировать работу предпринимателей. Однако, чтобы вовлечь туда опытных специалистов, необходимо прежде всего решить вопрос финансирования, считают в нацпалате.
Бахрамбек Талибжанов, Серик Таласов, Анара Нуртазина, Шарипа Сактапова и Ольга Литвина, специально для программы «Избранное за неделю».