Семейные проблемы, иногда переходящие в бытовое насилие, актуальны и для Казахстана. По данным ООН, ежегодно в нашей стране от рук домашних тиранов погибают до 400-т женщин. Всего за пару месяцев в одном только Петропавловске полицейские выявили около 500-т фактов бытового насилия. Дела редко доходят до суда. В большинстве случаев женщины прощают своих мужей и забирают заявления уже на следующий день. Поэтому и наказать дебоширов невозможно. Правозащитники предлагают криминализировать статью, то есть ввести уголовную ответственность против агрессоров. Наши корреспонденты узнали, как живут жертвы домашнего насилия в кризисных центрах.
Эта женщина прячет лицо и просит не называть ее настоящее имя. В кризисный центр Кызылорды Алтынай сбежала от собственного мужа. С домашним тираном она мирилась 9 лет. Но, ни разу не сообщала о побоях в полицию. Хотела сохранить семью, ведь на руках у женщины 4 детей.
Алтынай, жительница г.Кызылорда:
Муж не работает. Детей кормить нечем. Раньше сильно пил. Бил постоянно. Но идти нам не куда было. Теперь полгода здесь будем жить. Подам на развод и начнем новую жизнь.
Похожая история у Клавдии из Актау. Встретила парня, вышла замуж, родился сын. Ругались, как и все. Не часто. Но, однажды словесная перепалка закончилась избиением. И жизнь женщины превратилась в тихий ад.
Клавдия, жительница г.Актау:
Однажды он избил меня просто потому, что ночью заплакал наш ребенок. Я встала, чтобы его успокоить, но бывший муж резко вскочил и начал кричать на меня, чтоб я его быстрее успокоила и укачала. Мы начали на словах конфликтовать, а потом он схватил меня за шею, прижал к стене и стал душить. Сыну было полгода, и в тот момент он был у меня на руках. Тогда я поняла, что жить с ним не буду…
По официальным данным, в Казахстане ежедневно 12 женщин подвергается бытовому насилию. В год погибает от рук домашних тиранов 400 женщин. В 2016-м уголовные правонарушения в семье выросли почти на 3%. А в прошлом году увеличилось еще на 5%.
Первыми свидетелями семейных конфликтов становятся участковые. Именно им звонят женщины с криками о помощи.
Марат Калдыбаев, участковый инспектор МПС ДВД г. Актау:
Жена вызвала, рука у нее вывихнута, под глазом фингал. Спрашиваю что случилось. Муж избил. Ему 33 суток дали за это избиение. Сейчас 48 часов нет до суда, если было бы, легче было бы нам.
В этом году сотрудники МПС Петропавловска зафиксировали около 500 фактов бытового насилия. При этом число уголовных преступлений снизилось на 60%.
Жулдыз Багит, старший инспектор группы по защите женщин от насилия МПС УВД г. Петропавловск:
За истекший период 2018 году сотрудниками МПС за совершение противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений привлечено 496 граждан. Вынесено защитных предписаний 592 граждан.
Все семьи, где царило домашнее насилие находятся на контроле у полицейских. С агрессорами проводят беседы. После профилактики многие перестают досаждать родным.
Айгерим Кусаинова, корреспондент:
В эту девятиэтажку полицейские наряды приезжали часто. В одной из квартир семейный дебошир терроризировал супругу и дочь. Пил, бил, потом просил у них прощение. И так каждый раз. Сейчас, по словам членов семьи, агрессор встал на путь исправления.
Елена:
Напьется где-нибудь на улице, приходил, дебоширил, матом ругался. Я вызывала участковых. Участковые его забирали, с ним работали. Все пошло на пользу. Отец исправился, встал на путь истинный.
Однако, не всегда семейные баталии заканчиваются перемирием. Большинство жертв стараются сбежать. Временное пристанище и помощь женщины находят в кризисных центрах. В Казахстане они открыты в каждом городе.
Лариса Перова, руководитель центра социальной реабилитации и адаптации для женщин, пострадавших от бытового насилия по СКО:
Дети, которые поступают по месту жительства вместе с женщиной, прикрепляются по месту пребывания к школе средней и проходят там обучение. Все женщины, кто не трудоустроен или не имеет образования, у нас есть такая возможность, мы через центр занятости… определяем их на учебы, на трехмесячные курсы на востребованные специальности.
Кризисный центр Уральска работает 5 лет. За это время помогли больше 900 жертвам домашнего насилия. Не только из Казахстана, но и из Молдовы, Азербайджана и Узбекистана.
Мариэта Давлетьярова, юрист центра социальной реабилитации и адаптации для женщин, пострадавших от бытового насилия г. Уральск:
Сейчас женщина стала менее терпима. Те года женщина приходила, которая уже бытовое насилие происходит на протяжении времени более длительного времени. Сейчас тенденция, выходят замуж, год-два живут хорошо. Начинаются какие-то проблемы и женщина тут же ищет защиту.
Женщины хоть и стали менее терпимы, но обидчиков основная масса все же прощает. Заявление на дебоширов забирают уже на следующий день.
До суда доходят лишь десятки, при этом в половине случаев идет примирение сторон.
Гульжан Талеева, судья специализированного административного суда г. Петропавловск:
За первый квартал 2018 года в специализированный суд г. Петропавловска поступило 230 дел. Из них более половина дел прекращено в связи с примирением сторон. Если же провести аналогию с 2017 году, то в прошлом году было прекращено всего 89 дел из того же числа поступивших.
Дела о семейно-бытовом насилии подходят под медиацию. Поэтому число примирений растет, - объясняют специалисты. Однако, правозащитник Алина Орлова против этой меры. Обидчик всегда должен быть наказан, уверена она.
Алина Орлова, председатель ОО «Центр поддержки женщин»:
Во всем мире цивилизованном статьи по физическому насилию не подходят под медиацию. Мы сейчас над этим работаем, чтобы статьи были исключены…Не только ужесточить. Нужно криминализировать все статьи, из административного кодекса перевести в уголовный. Сделать их публичными. Сейчас эти статьи носят частный характер.
Терпеть насилие ни в коем случае нельзя, добавляет психолог Дмитрий Агапов. Ведь если был один факт, скорее всего, будет и второй.
Дмитрий Агапов, психолог:
В чем сложность? В том, что каждый следующий выброс агрессии он сильнее предыдущего. Потому, что в тот раз было понятно, что последствий не будет.
Специалисты сходятся во мнении, что в Казахстане стоит больше пропагандировать Ведь помимо женщин психологическую травму получают дети, растущие в таких семьях.
Айгерим Кусаинова, Светлана Султангереева, Шарипа Сактапова, Татьяна Рудометова, Евгений Мутыль, Кайрат Рабаев, Наурыз Халитов, Рашид Исмагилов, специально для программы «Избранное за неделю».