Қазақша Полная версия

Антироссийские санкции отразились на производстве корпусов для беспилотников в РК

  • AstanaTV
  • 15 апрель 2018
  • 2278

Молодые столичные предприниматели наладили производство корпусов для беспилотников. Первую партию уже раскупили силовые структуры и крупные компании в области новых технологии. Правда, сейчас конструкторы столкнулись с дефицитом материалов. Все оборудования европейского производства, но закупается в России. После введенных западных санкций, доставки компонентов в Казахстан сильно затруднились, говорит Данияр Кусаинов. Иногда заказы приходиться ждать больше полугода. Меруерт Жакиянова узнала, что это далеко не единственная проблема, с которыми приходиться сталкиваться нашим стартаперам. 

Молодой столичный предприниматель Данияр Кусаинов развивает не совсем обычное производство. Его предприятие работает с композитными материалами. То есть, стеклопластик, карбон, - получают из нескольких компонентов. Главное отличие  - легкий вес и прочность.

 Данияр Кусаинов, предприниматель:

Мы создаем беспилотные летательные аппараты - корпуса БПЛА из композитных материалов. Мы, получается, создаем только корпуса. Начинку мы не делаем. Также мы делали ветрогенераторные установки - корпуса ветрогенераторных установок. Это лопасти и сам корпус. Сам корпус он, получается, создан из стеклопластика. Он гораздо легче, прочнее, и выработка электроэнергии уже гораздо выше.

В основном, продукцию молодого конструктора покупают военные ведомства и частные компании, работающие в сфере зеленых технологий. Сейчас ребята ищут новые возможности для сбыта своей продукции. Среди возможных покупателей – КНБ, МВД и крупные аграрные хозяйства. Последние с помощью беспилотников могут совершать облет сельхозугодий и пастбищ.

С 2016 года Данияр со своей командой уже изготовил 10 корпусов для беспилотных летательных аппаратов. Каждый такой фюзеляж стоит порядка 1 миллиона тенге. Корпус из карбона или углеволокна весит примерно полтора кг.

Технология, по которой работают разработчики, называется вакуумная инфузия. Она пришла в Казахстан только с запуском данного проекта. До этого в стране композитами никто не занимался.

Меруерт Жакиянова, корреспондент:

По этой же технологии из угле-волокна сделана вот такая ложка для обуви. Ребята использовали здесь 4 слоя. Толщина ее 1 миллиметр. А вес всего 10 грамм. Даже пластмассовая в два раза тяжелее. Что говорить о металлической.

Предметы ежедневного обихода из сверхпрочных материалов – упаковочные кейсы, чехлы и футляры, Данияр планирует изготавливать для линейки люксового направления. Нужно зарабатывать, иначе, их проект может остановиться. Дело в том, что большинство используемых материалов и оборудования для беспилотников европейского качества. А закупаются они в России. Из-за введенных санкции против соседней страны, доставки длятся месяцами, говорит Данияр.

Данияр Кусаинов, предприниматель:

Вот допустим такие электрические ножницы они к нам шли очень долго порядка полугода. Были проблемы с заказчиком в связи с санкциями Российской Федерации. Вот такой детектор утечки пришёл спустя год одновременно с ножницами. Также мы еще заказывали дегазатор для смолы он нам вообще не пришел, потому что они не смогли завезти с Европы. 44:40 Допустим, установку для вакуумной инфузии - она к нам шла порядка двух месяцев трех месяцев в этом районе. Это все достаточно долго…

Но это далеко не единственная проблема, с которой столкнулся в своем бизнесе Данияр. Оказывается, в Казахстане отсутствуют стандарты для сертификации продукции из композитных материалов. Это объясняется тем, что ранее по этой технологии никто не работал. Разработчики не могут даже подтвердить качество выпускаемой продукции, а значит не могут участвовать и в госзакупках. 

Данияр Кусаинов, предприниматель:

Мы над этим работаем, мы активно пишем во все инстанции, которые могут нам помочь, чтобы именно просертифицировать.  Есть министерство обороны космической промышленности. Мы и туда писали письма. Чтобы создана была какая-то база какой-то ГОСТ под который мы бы уже подходили и могли брать эти сертификаты и предоставлять заказчикам.

Но, молодые стартаперы не унывают и считают, что все эти проблемы носят временный характер. На будущее ставят большие планы. Через 5-10 лет разработчики намерены изготавливать детали уже для космических кораблей.

 Меруерт ЖакияноваМарат БудановСпециально для программы «Избранное за неделю»