В Казахстане на грани закрытия десятки кожевенных заводов. Из-за дефицита сырья они вынуждены сократить производство и распустить своих работников. Еще пару лет назад отечественные предприятия поставляли свои товары в страны Европы: туфли из северо-казахстанской кожи носили итальянские модницы. Экспорт приостановлен. Сейчас о былой славе, увы, ничего не напоминает. Сегодня в Северном Казахстане насчитывается около 500 тысяч голов крупного рогатого скота. На убой идет пятая часть. А вся кожа уходит за рубеж. Уж больно хорошая выгода по цене. Айгерим Кусаинова разбиралась в теме.
Кожевенный завод Петропавловска уже два года стоит без дела. Основную массу работников распустили по домам. Работают единицы. Следят за тем, чтобы дорогостоящее оборудование не заржавело. А ведь были времена, вспоминают переработчики, когда предприятие гремело далеко за пределами страны. Заказы шли прямиком из Европы, от лучших обувщиков Италии. К упадку столетний завод привел дефицит сырья.
Асия Акмолтыкова, менеджер кожевенного производства:
В худшие времена мы обрабатывали 4,5 тысячи тонн в год. То сейчас, последние данные, которые были в позапрошлом году, это было 104 тонны. Это полный ноль…Проблема нехватки сырья у нас чувствуется остро. Как и всего предприятия, так и в частности для людей, которые здесь работают. Нет работы – нет заработка.
Простаивает крупный кожевенный завод и в Семее. С мощностью в 800 тысяч шкур крупного и мелко-рогатого скота, предприятие перерабатывает лишь десятки. Страдают из-за нехватки кожи и отечественные производители. Обувная фабрика Даурена Раманкула сырье закупает в Турции и Италии. Дорого, говорит бизнесмен. Зато качественно.
Даурен Раманкул, генеральный директор обувной фабрики:
В Казахстане все кожевенные заводы они в основном ориентируются на тендерную обувь. С помощью казахстанской кожи можно шить хорошие берцы, хорошую военную обувь. Они не могут нам предоставить в должном качестве и в цветах сырье.
Казахстанская кожа, уверены участники рынка, вывозится за рубеж незаконно. В частности к китайским производителям. Границы на вывоз сырья в стране открыты, да и стоит оно в Казахстане намного дешевле, чем в соседних странах, рассказывают специалисты.
Александр Полторацкий, технолог-консультант:
В Узбекистане, Белоруссии, России вывоз закрыт. А здесь открыто. И разными путями сырье вывозится. Здесь сырье стоит 50 центов, в России такое же сырье стоит доллар. Вот Вам и ответ.
В Северном Казахстане, согласно статистике, насчитывается больше 500 тысяч голов КРС. Из них на убой идет 1/5 часть. На кожевенный завод привозят лишь малую часть. В основном, необработанную кожу продают перекупщикам.
Руслан Мусин, животновод:
Шкуры сдаю оптовикам. Куда они их дальше девают не знаю. 100-200 тенге выходит шкура…Сколько выходит с одного быка шкуры? 20-30 килограмм. 5 быков сдаю.
По данным Генеральной прокуратуры, в прошлом году в Казахстане произведено 2,86 млн шкур КРС. Из них направлено на переработку внутри страны 640 тысячи или 22%, а вывезено 102 тысячи необработанных шкур/
Еще больше 2 миллионов шкур повисли в воздухе, показала проверка надзорного органа, которую провели после депутатского запроса Владислава Косарева. Мажилисмен, еще в апреле заявил, что Казахстан ежегодно теряет больше 2 млрд. евро из-за теневых схем в этой отрасли.
Владислав Косарев, депутат Мажилиса Парламента РК:
Я же стесняюсь говорить на эту ему, но мы не будем молчать, потому что страна теряет около двух миллиардов евро ежегодно из-за того, что какие-то бизнесмены спекулируют этими шкурами в Китай, Турцию и так далее. Это же дикость.
Как решение проблемы сами производители и некоторые эксперты просят закрыть границы. Однако, по словам экономиста Бекнура Кисикова, полностью заградительные меры могут привести к росту серого экспорта.
Бекнур Кисиков, экономист:
Я предлагаю в первую очередь повысить закупочные цены. Возможно, это будет, если производитель не может закупать, условно 1500 тенге единица, а закупщики китайские 2000 предлагают. Условно эти 500 тенге нужно субсидировать за счет государства. Или сделать частичный запрет на вывоз сырья.
Как отметили в Генпрокуратуре, профильные чиновники, наконец, задумались о пересмотре таможенной политики. Министерство по инвестициям и развитию рассматривает введение временного ограничения на вывоз. Однако, когда это произойдет неизвестно. Между тем, на кожевенный завод Петропавловска обратили внимание крупные европейские инвесторы. Готовы работать с отечественными переработчиками. Но, только после решения проблем с нехваткой сырья.
Айгерим Кусаинова. Анара Нуртазина.
Ирина Якунина. Руслан Ли. Евгений Мутыль. Специально для программы «Избранное за неделю».