В
Алматы идет борьба за пассажиров автобусов. И, судя по жалобам руководителей автовокзалов,
её выигрывают нелегальные перевозчики. Они буквально перехватывают пассажиров. Их автобусы отправляются не с официальных точек, а с базаров. При этом правила безопасности -
второстепенны. Что в итоге приводит к многочисленным ЧП на дорогах. Сами
пассажиры отправке с автовокзалов предпочитают базары. Репортаж Анары Нуртазиной.
Нагима
Акимова несколько лет живет на два города, между Алматой и Шымкентом.
Рассказывает, что по работе вынуждена совершать несколько рейсов в неделю. Как
правило, уезжает с базара. Говорит,
удобно и экономно.
Нагима
Акимова, пассажирка:
Прибывать
на автовокзал мне неудобно. Потом приходится за дополнительную плату дальше
добираться до города. А ночью такси берут с автовокзала около пяти тысяч тенге.
Для меня базар, как место прибытия и отправки автобусов, гораздо удобнее и
выгоднее.
Такие
стихийные стоянки междугородних автобусов мешают работе официальных
перевозчиков, - говорят руководители автовокзалов. По словам директора
одной из алматинских автостанций Батыра
Аширхан, «нелегалы» перехватывают пассажиров, не заботясь об их безопасности.
Батыр
Аширхан, директор автовокзал «Үш қоңыр»:
Часто
в очередной рейс они выходят, не отдохнув должным образом от предыдущего. Это
приводит к ЧП на дорогах. Если вспомнить недавние происшествия, когда в зимнее
время в автобусе сгорели 52 человека или вот недавно был случай крупного ДТП по
дороге в Шымкент. Все эти автобусы отправлялись как раз таки с базаров.
Те,
кто осуществляет рейсы с базаров, говорят, что сами пассажиры отказываются
ехать на автовокзалы. В свое время отправка автобусов с этих точек снизила
пассажиропоток. Поэтому сейчас стоянка на базаре - мера вынужденная, - говорит
перевозчик Манана Мырзахотжаева.
Манана
Мырзахотжаева, перевозчик:
Когда
нас загнали на «Уш Коныр», люди возмущались. Были такие моменты, что ругались
мы с пассажирами. Но это не в наших руках. Мы объясняли людям, что мы бы с
удовольствием вас довезли, но здесь вот нам чинят препятствия, нас не
пропускают. У нас пассажиропоток очень сильно упал, то есть, многие
предприниматели, перевозчики они просто работали в убыток себе. Из-за всего
этого сейчас мы стоим здесь, и бесконечно вот этот «Уш Коныр» чинит нам
препятствия.
По
данным МВД, всего с начала года в Казахстане произошло порядка двухсот
пятидесяти дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. В них погибло
два десятка человек. Во всех случаях ДТП произошли по вине водителей
пассажирского транспорта.
Анара
Нуртазина, корреспондент:
Одно
из таких ДТП произошло на трассе «Алматы-Тараз». Виновник - снова водитель
автобуса. Не справился с управлением. В результате один пассажир скончался, еще
свыше сорока с различными травмами доставлены в больницы. Сейчас водитель
водворен в изолятор временного содержания. Что же касается нелегальных
перевозок пассажиров, то руководители автовокзалов для решения данного вопроса
намерены обратиться в вышестоящие инстанции.
А. НУРТАЗИНА