Қазақша Полная версия

Насильники, убийцы, террористы не попадают под гуманизацию уголовной политики

  • AstanaTV
  • 27 июль 2018
  • 2982

Пять тысяч осуждённых, которые выйдут на свободу после 31 июля, когда  вступит в действие новый закон по гуманизации уголовной политики, не представляют угрозы для граждан. Среди них не будет насильников, убийц и педофилов, заверил сегодня на брифинге в службе центральных коммуникаций, заместитель Генерального прокурора, Марат Ахметжанов. Он подробно разъяснил все ключевые моменты, в том числе по осуждённым чиновникам высокого ранга. Об этапах гуманизации  Тамара Вааль.

Замгенпрокурору  сегодня пришлось убеждать журналистов в безопасности предстоящего выхода на свободу 5 тысяч заключенных. СМИ успели вырвать из контекста информацию для создания сенсации, - посетовал Марат Ахметжанов. Позже объяснил, что  с первого августа ряд категорий осужденных поэтапно начнут выходить на свободу, еще часть будут иметь право на сокращение срока отбытия наказания. И речь не идет  о насильниках, убийцах и террористах:  они не попадают под действие нового закона.

Марат Ахметжанов, заместитель Генерального прокурора РК:

Есть критика, гуманизация, - выйдут преступники на улицу - не повлияет на безопасность общества, поскольку она не касается опасных преступлений. Мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, насильникам и должностным лицам, осужденным за пытки, экстремистам, террористам и членам организованных преступных групп.

Поправки в законодательство по гуманизации уголовной политики изменили 262 статьи уголовного кодекса, 45 статей уголовно-процессуального и 9 - уголовно-исполнительного кодексов. В частности, в качестве альтернативного наказания, виновные по 247 статьям небольшой и средней тяжести, не связанным с причинением смерти человеку, вместо лишения свободы будут направлены на принудительные работы. Осужденные по планам генпрокуратуры  будут заниматься благоустройством городов и сел.

Марат Ахметжанов, заместитель Генерального прокурора РК:

Почему вводим такую альтернативу? Раньше за преступления небольшой и средней тяжести назначалось только четыре вида наказания. Это штрафы, ограничения свободы, лишение свободы и исправработы. Подсудимые не могли оплатить штраф, а лишение свободы по нетяжким преступлениям, вы знаете, везде вызывало резонанс. Поэтому сегодня мы вводим общественные работы. Мы рассчитываем, что суды будут назначать их больше, теперь осужденные будут приносить пользу обществу, благоустраивать города и села.

В рамках гуманизации государство старается оградить впервые оступившихся от закоренелых рецидивистов. Таких осужденных стараются не сажать в тюрьмы, а отправлять в службу пробационного контроля. Таких мер -  недостаточно, считают павлодарские общественники. Необходимо обратить внимание и на тех, кто выходит из мест не столь отдаленных, говорит  павлодарский общественник Алексей Журбин. На его взгляд в Казахстане необходимо создать  институт социальных работников исправительных учреждений. Сейчас функции таких соцработников переложены на сотрудников служб пробации УИС, что мешает их основной работе.

Алексей Журбин, руководитель социального бюро соцсопровождения людей, освободившихся из колоний:

Я вижу решение проблемы именно через организацию такого социального сопровождения людей, которые освобождаются из колонии, которые, возможно, будут сейчас освобождаться. Проблема, на мой взгляд, - в этом. Необходимо помочь человеку преодолеть его собственную организованность.

Новый закон освободит от тюрьмы и тех, кто по приговору суда получил большие штрафы. Более того сокращены и  размеры таких выплат.  Так,  минимальный  штраф сократится с 500 до 200 МРП, а вот срок его уплаты наоборот увеличится с 6 месяцев до 3 лет. Еще по 12 составам тяжких преступлений в качестве альтернативного наказания суды смогут назначать ограничение свободы. К ним относятся воинские, экономические, должностные преступления и преступления против собственности.

Однако, под эту категорию не попадут чиновники высокого ранга.

Марат Ахметжанов, заместитель Генерального прокурора:

Им применено совершение особо тяжких преступлений и в составе организованной преступной группы. Это касается не личностей, это зависит от их деяний. Те лица, хоть кто, хоть Бишимбаев, хоть Ермегияев, если за ними числится такой состав преступлений, который вступил в законную силу, они в эту категорию не подлежат.

Замгенпрокурора также подчеркнул, что сразу на свободу выйдут те, кто  отбыл большую часть срока, погасил ущерб и имеет положительные характеристики. Только в таком случае суд может удовлетворить ходатайство.

Т. ВААЛЬ