Похоже,
после сегодняшних изменений на бензиновом рынке, предпринимателям, которые
поставляют в страну фрукты и овощи из Узбекистана, придется пересмотреть свой
бюджет. И не только из-за повышения цен на ГСМ. Дело в том, что власти
Узбекистана ужесточили требования к вывозу этой продукции. С первого сентября
её запрещено экспортировать на автомобильном транспорте. Можно вывозить только
железнодорожным и воздушным путем.
Таким образом, Ташкент намерен обеспечить
прозрачность таможенных процедур и наладить прямые поставки отечественной
продукции в Россию. И посредники из Казахстана, конечно, пострадают. Мои
коллеги поговорили на эту тему с некоторыми предпринимателями.
Павлодарский
бизнесмен Ерлан Бегаев десять лет возит сельхозпродукцию из соседнего
государства. На большегрузных автомобилях. Но, последние новшества, вынудили его
закупать овощи в приграничном Сарыагаше, куда их теперь доставляют вагонами из
Ташкента. Транспортировка стала обходиться дороже, признается Ерлан.
Ерлан
Бегаев, предприниматель:
Мы
не можем привезти один вагон продуктов, получается только одна фура. Это 10-15
тонн. Каждый килограмм обходится по 100 тенге. В одном вагоне 60 тонн
продукции. Если эти 60 тонн умножить на 100 тенге, получается, что целый вагон
обходится в 6 миллионов тенге. Это дорого.
Проблема
с перерасходами предстоит и шымкентскому бизнесмену Багдату Молдабекову. Четыре
года он фурами поставлял на казахстанские рынки узбекские помидоры, огурцы,
фрукты, арбузы и дыни. После ужесточений со стороны Узбекистана, Багдат
вынужден переориентировать свой импорт. Овощи и фрукты он теперь намерен привозить из
Кыргызстана.
Багдат
Молдабеков, предприниматель:
Тем
более Кыргызстан вошел уже в таможенный союз. Там, думаю, уже с ними будет
удобно работать. Ну, единственное, только расходы повысятся. Но это думаю
поправимо. Надо работать. Нам не надо останавливаться на этом.
Таможня
же Узбекистана теперь строго следит за
грузовиками и фурами, покидающими страну. В соседней республике четвертый день
действует запрет на вывоз овощей и фруктов автомобильным транспортом.
Тимур
Мирзагаликов, руководитель отдела координации деятельности пунктов пропуска ДГД
ЮКО:
С
3 сентября 2015 года в автомобильных пунктах пропуска Департамента государственных
доходов по ЮКО наблюдается отсутствие перемещения автотранспортных средств с
плодовоовощной продукцией.
Между
тем, казахстанские таможенники уже с начала 2015 года наблюдают сокращение
ввоза из Узбекистана плодовоовощной продукции. Если в прошлом году из соседней
республики жд и автотранспортом было завезено более 400 тысяч тонн, то в этом
пока в два раза меньше.
Айдос
Абиханов, зам. руководителя Управления предпринимательства
индустриально-инновационного развития и туризма ЮКО:
Если
такая даже ситуация сложилась со стороны Узбекистана, то, что они ввели запрет
на вывоз плодоовощной продукции с помощью автомобилей. Для наших
производителей еще раз можно усмотреть
большие плюсы. То есть, раньше если некоторые регионы были заполнены товарами из Узбекистана, то здесь
можно будет нашим товаропроизводителям сориентироваться и выйти на вот эти
рынки, которые более или менее освободятся.
Эксперты
полагают, что запрет поможет нашим овощеводам и садоводам занять
освобождающуюся нишу. Правда, покупателя надо брать качеством и ценой. И
последняя теперь будет зависеть от новой стоимости бензина.
В. ЮГАЙ