Қазақша Полная версия

Казахстанским профсоюзам не до защиты прав трудящихся

  • AstanaTV
  • 14 март 2014
  • 630

Похоже, казахстанским профсоюзам не до защиты прав трудящихся. По крайней мере, такой вывод напрашивается после сегодняшней конференции в Мажилисе, где обсуждался новый законопроект «О регулировании трудовых отношений и модернизации профсоюзов». Документ, по сути, должен стать эффективным инструментом защиты работников. Однако споры вокруг него идут уже более двух лет. И всё сводится к одному: кто главнее?


Абильгазы Кусаинов, председатель Федерации профсоюзов РК:


Я хочу, чтобы каждый определил свое место. На сегодня у нас есть три профсоюза, их может быть еще 10, но не 800. Пусть они сами собираются, разбираются и создают свои организации, законодательство не запрещает этого делать свободно. Но пусть они объединятся и будут представлять мнение большинства.


Серик Абдрахманов, президент Конфедерации труда РК:


Сейчас все делается, чтобы на профсоюзном поле остался один современный Казсопроф или Федерация профсоюзов Казахстана, чтобы один человек голосовал, за три минуты одобряли все. Только для этого делается. Федерация профсоюзов поучаствовала в приватизации объектов профсоюзного имущества. Часть объектов богатства профсоюзов осталась: помещения, туристические лагеря, санатории. Они сдаются в аренду. В кассу Казсовпрофа поступают деньги. У них есть деньги для имитации активности, имитации защитников трудящихся. У независимых профсоюзов этих денег нет.


Абильгазы Кусаинов признает, что такая несогласованность среди профсоюзов, правда, «меньшего калибра», уже приводила к не самым лучшим последствиям.


Абильгазы Кусаинов, председатель Федерации профсоюзов РК:


Я вам скажу, что на предприятиях "Казахмыса" сегодня три профсоюза, ни один из профсоюзов не отреагировал на обращения работников о самой низкой заработной плате в условиях горных работ, где горный рабочий получал 70 тысяч тенге. Обращения в профсоюзы были, каждый из них по-своему. Сегодня ситуация какая интересная в стране - даже там, где есть три профсоюза, в одной организации, они между собой спорят. Кто главнее, кто важнее? Откуда будет работа?


Тем не менее, не «брать горлом», а действовать в правовом поле призывает председатель федерации профсоюзов. Его в этом поддержал первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау. Правда, он честно признал, что выразившие недовольство оказались эффективнее тех, кто действовал «по закону».


Альберт Рау, первый вице-министр индустрии и новых технологий РК:


Получается, что те, кто действовал в правовом поле - профсоюзы, правовые коллективы - добились меньшего, чем те, кто шел на обострение. Поэтому мы должны работать над тем, чтобы работать на предупреждение.


Между тем, новая забастовка может случиться в стенах сталелитейного гиганта. Работники «АрселорМиттал Темиртау», по словам Министра труда и соцзащиты, оспаривают решение администрации приостановить с первого апреля этого года коллективный договор. Все по закону - сначала за стол переговоров, если результата не будет -  бастовать.


Тамара Дуйсенова, Министр труда и социальной защиты РК:


Я могу привести пример - профсоюзы "АрселлорМиттал". Недавно мы с ними обсуждали одну инициативу администрации, которые хотят с первого апреля приостановить коллективный договор. Они дали свое несогласие с этим, вышли на согласительную комиссию, после этого, если согласительная комиссия не придет к консенсусу, то тогда они уведомляют о том, что могут выйти. Вот это правовое поле. Нельзя просто сказать мы против и выйти на забастовку.


Альберт Рау, первый вице-министр индустрии и новых технологий РК:


В "Арселоре", стыдно назвать, там разница между разрядами - копейки. Естественно, легче пойти шумнуть, «на горло взять», чем работать над собой и над своей квалификацией. Здесь у нас, прямо скажу, не очень хорошее понимание с администрацией. У меня такое чувство иногда, что им нравится, что есть напряженность на предприятии. Вот если нет, надо ее как-то придумать. Самый последний пример - прошлым летом. «Давай экономить, давай обрежем дотации на лагерь детский». Там 30 миллионов - цена вопроса. Они уже 20 лет у нас работают, должны менталитет наш понимать. Это ребенка моего касается! Я говорю: «Вам не стыдно?». Мы с профсоюзом добились, чтобы сняли они этот вопрос.


Ботагоз САРКУЛОВА