Казахстан не намерен отказываться от проекта «Единого Евразийского неба».
Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Даниал Ахметов подтвердил сегодня, что работа по нему не останавливалась.
Перспективные сухопутные, воздушные, морские транспортные логистические цепочки
обсуждали сегодня в Астане участники международной конференции «Транс Евразия -
2014». Она проходит в рамках седьмого Астанинского экономического форума.
Главная тема - наследие и возрождение Великого Шелкового пути. Ирина Исакина
следила за обсуждением.
По земле, воде и воздуху: древний Шелковый путь прирастет единым
евразийским небом, новыми автомобильными и железными дорогами. Наследники
Шелкового пути намерены сделать его экономичным и комфортным, выйти к морю,
создать транспортные и авиахабы.
Одни из самых амбициозных проектов, их предлагает Казахстан:
строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Минск - Москва -
Астана - Алматы. Он потянет за собой модернизацию сети действующих и
автомобильных дорог. Особенно тех, что на западе идут к европейским, на востоке
- к китайским транспортным системам. И канал Евразия - Каспий - Черное море. Жд магистраль позволит создать новую сеть транспортных хабов. Ими, считают в
Астане, могут стать казахстанская столица и Казань в России. Она закроет
потребности центральной части России, Астана, как транспортный узел, позволит
решить проблемы пассажиропотока Казахстна, Южного Урала и Западной Сибири.
Бакытжан Сагинтаев, первый вице - премьер РК:
Для Казахстана, как для самой крупной страны, не имеющей выхода к морю,
создание эффективной национальной транспортной инфраструктуры и ее
последовательная интеграция в мировую транспортную сеть является определяющим
фактором экономического роста. Сегодня доля транспортной отрасли в ВВП страны -
7,5%. В прошлом году объем перевезенного груза всеми видами транспорта вырос
до 288 миллионов тонн. А пассажирооборот составил 17 миллиардов пассажиро -
километров. Транзит - 18 миллионов тонн, доход - порядка одного миллиарда
долларов.
По данным ООН, страны, которые не имеют собственного выхода к морю,
оплачивают свое географическое положение довольно дорого, теряя на перевозке
товаров до 25% ВВП. Казахстан для себя эту проблему частично решил, в рамках
создания Евразийского союза, договорившись с Россией об использовании морских
портов. Де - юре они принадлежат РФ, но де - факто казахстанские компании будут
пользоваться ими на равных с россиянами условиях. Астана, Москва и Минск
создают единую логистическую компанию, которая объединит все три жд системы.
Китайские товары получают «зеленый коридор» в Европу.
Даниал Ахметов, член коллегии по энергетике и инфраструктуре ЕЭК:
В результате доля транзитных перевозок из Китая в ЕС через территорию
единого экономического пространства жд транспортом увеличится в 10 раз и
составит 7%. Доходы от инфраструктуры составят - 1, 5 млрд долларов,
кумулятивный эффект - ВВП наших стран - свыше 11 миллиардов, будет создано 43
000 рабочих мест. Таков предполагаемый эффект реализации этого проекта. Проект
движется, он не стоит на месте, мы в ближайшее время приступим к реализации.
В силе остается и проект единого евразийского неба. В евразийской
экономической комиссии отмечают, что по срокам пока ничего определённого
сказать нельзя, но то, что намерение приобретает все более реальные черты -
подтверждают.
Даниал Ахметов, член коллегии по энергетике и инфраструктуре ЕЭК:
Мы должны понимать, что сегодня авиация Казахстана и Белоруссии
неконкурентноспособна с Российской Федерацией, поэтом это будет этапность,
создание конкурентных условий, это не говорит о том, что реализация проекта
начнется сегодня или завтра, это говорит о том, сделать, чтобы подготовить
авиационную отрасль Казахстана и Белоруссии, мы понимаем, что это многоходовое
и многоэтапное явление. Но двигаться по этому пути, безусловно, нужно.
Единая транспортная жд система Астаны, Москвы и Минска создается с оглядкой
на Европейский союз: там сейчас сделано несколько серьезных шагов по
либерализации, страны ЕС идут навстречу друг другу и по тарифам и условиям.
Евразийская интеграция порой выстраивается, что называется, «с колес».
Эдуард Каплан, руководитель транспортной компании:
Мы в этом режиме ежедневно работаем, особенно недостаточно развитой
нормативно - правовой базы, мы, может это нескромно, логистические операторы, и
являемся одними из главных интеграторов: когда грузоотправители с одной
стороны, перевозчики с другой стороны, порты, инфраструктура с другой стороны,
соединяем воедино, организуем международные перевозки. Для нас это - интересно,
мы считаем, что тренд - возрождение Шелкового пути, тренд интеграции
национальных транспортных систем в единую систему, он абсолютно правильный, и
мы в этом тренде играем активную роль.
Людмила Смирнова, член наблюдательного совета Национальной ассоциации
экспортеров:
Существует основной закон, по которому работает железная дорога и
грузоотправители, - это закон о железнодорожном транспорте, и, в принципе,
закон сегодня, в общих своих чертах, соответствует тем реалиям, которые
происходят на железной дороге. Но, к сожалению, реформа немного отстает от этого
закона, либо в каких - то случаях опережает этот закон, возникает просто
несоответствие для груза и отправителей, это вносит нестабильность в работу.
Возможно, офис нового Шелкового пути будет располагаться в Астане.
Несколько дней назад эту идею озвучил Президент Казахстана.
Ирина ИСАКИНА