Добыча нефти на Кашаганском месторождении может
возобновиться в первой половине 2016 года. И это по оптимистичному сценарию профильного
ведомства. Сегодня кашаганская тема стала основной на брифинге в СЦК. По словам
министра Узакбая Карабалина, данные по возобновлению добычи еще будут
уточняться. Что касается платежей в бюджет, то схема выглядит следующим
образом.
Узакбай Карабалин, Министр нефти и газа РК:
Что касается платежей, которые должен делать подрядчик
из-за того, что Кашаган стоит, в этом отношении договорами, которые были
заключены с дополнениями 2012 года, за каждый квартал задержки в достижении
кашаганской коммерческой добычи подрядчик должен уплачивать государству 30
млн долларов. Еще не завершены исследования, проводимые теперь уже на заводах
изготовителях труб, в целях обеспечения стойкости их продукции в условиях
Кашагана. То есть заводы, которые будут поставлять трубы, сейчас проводят у
себя дополнительные исследования. Эти исследования, поскольку они связаны с
определением коррозионной стойкости, требуют определенного времени, и эта
работа сейчас ведется. В связи с этим, согласно базовому плану подрядчика, начало
изготовления новых труб планируется уже в августе текущего года с началом
поставок первой партии в декабре 2014 года.
Министра спросили и о ценах на ГСМ. Как вы знаете,
последние две недели интернет буквально лихорадит различного рода слухами: мол,
с 1 августа бензин значительно подорожает! И вот сегодня Узакбай Карабалин
опроверг эту информацию. "В августе стоимость ГСМ не изменится", - заверил глава Миннефти. А вот более долгосрочных прогнозов господин Карабалин пока не делает.
Напомню, сейчас предельная цена на топливо устанавливается ежемесячно и
зависит от котировки нефти марки «Брент», но только в случае более 10%-го
изменения. "Искусственно сдерживать цены никто не будет", - подчеркнул министр. К
тому же, по словам Узакбая Карабалина, отечественные компании не раз просили
поднять цены на топливо.
Узакбай Карабалин, Министр нефти и газа РК:
Нужно учитывать реалии экономической ситуации. Поэтому не
реагировать на происходящее вокруг мы не можем. Вопрос времени и возможности,
которые будут у нас по выработке собственного топлива, по импорту. Таким
образом, Казахстан не может искусственно сдерживать цены на ГСМ постоянно.
И еще несколько слов об экспортно-импортных запретах,
которые на прошлой неделе широко обсуждались в российских СМИ. Как мы сообщали,
газета «Известия» писала о том, что перспектива строительства на территории
Казахстана завода по выпуску индустриальных и моторных масел становится все
более призрачной. Мол, инициатива запрета исходит от Казахстана и ставит под
сомнение рентабельность самого проекта. Министр Карабалин сегодня заявил, что
инициатор данного запрета все-таки российская сторона.
Узакбай Карабалин, Министр нефти и газа РК:
Вот эти ограничения на импорт к нам отдельных
компонентов - это инициатива российской стороны. Сегодня «Лукойл»
предлагает базовые масла завозить Из России в Казахстан, здесь производить
компаундирование и выпускать масла. Тоже правильный ход, но в то же время у нас
есть взаимоотношения с российской стороной, в связи с тем, что мы получаем
беспошлинные нефтепродукты. И при этом мы договорились две стороны, каких
продуктов у нас хватает. В том числе вот таких, как тяжелые продукты. Такие,
как скажем мазут и др. вот такие тяжелые. Договорились, что из России это
завозиться не будет беспошлинно. А мы зато имеем право экспортировать эти
(Продукты - примечание ТК «Астана») без ограничения. К нам «Лукойл»
обратился о том, чтобы содействовать, чтобы с российской стороной договорились
мы, чтобы не ограничивали завоз базовых масел сюда. Буквально вчера я получил
это письмо от «Лукойла». Сейчас будем над этим работать. Важно иметь ввиду, что
если российская сторона нас попросит об этом, мы однозначно будем поддерживать.
Ботагоз САРКУЛОВА