Дефицит
ГСМ создали не «жадные» владельцы заправок, а госорганы. С таким заявлением
сегодня на пресс-конференции выступили представители Казахстанской топливной
ассоциации. По их мнению, механизм образования оптовых цен на бензин непрозрачен, а повышение предельной розничной стоимости на самые ходовые марки
топлива проблему не решит.
По данным аналитиков ассоциации, завозить российский
бензин сейчас просто невыгодно. Его себестоимость с учетом транспортных,
операционных и других расходов составляет более 150 тенге. А отечественные НПЗ
полностью обеспечить потребности внутреннего рынка смогут нескоро. Что
касается текущих запасов бензина на нефтебазах, по данным ассоциации, заявки в
акиматы от «розничников» удовлетворяются лишь частично. Поясню, местный
исполнительный орган распределяет квоты, выделенные профильным министерством.
Жесткое
регулирование розничных продавцов и свобода
«оптовиков», по данным Сергея Смирнова, образует следующую картину: чистая
маржа первых на уровне 10-17%, а у оптовиков она доходит до 30%. Еще одно
предложение ассоциации - отмена практики монополизации импорта нефтепродуктов.
Болат
Ауетаев, председатель правления ОЮЛИП «Казахстанская топливная ассоциация»:
Два
раза была монополизация импорта. То, что из России. Определяли операторов, и к
чему это привело, мы все видим. Образовавшийся дефицит. После того, как
операторов назначали, операторы не справлялись со своей задачей - обеспечить
рынок. Когда не было операторов, когда все свободно могли завозить, не было
дефицита, вспомните. Предельная розничная цена была 115 тенге. На
многих заправках была здоровая конкуренция - 113-112 тенге.
Ботагоз САРКУЛОВА