Қазақша Полная версия

Повышение стоимости бензина не решит проблем казахстанского топливного рынка - эксперт

  • AstanaTV
  • 28 август 2014
  • 893

Дефицит ГСМ создали не «жадные» владельцы заправок, а госорганы. С таким заявлением сегодня на пресс-конференции выступили представители Казахстанской топливной ассоциации. По их мнению, механизм образования оптовых цен на бензин непрозрачен, а повышение предельной розничной стоимости на самые ходовые марки топлива проблему не решит.

По данным аналитиков ассоциации, завозить российский бензин сейчас просто невыгодно. Его себестоимость с учетом транспортных, операционных и других расходов составляет более 150 тенге. А отечественные НПЗ полностью обеспечить потребности внутреннего рынка смогут нескоро. Что касается текущих запасов бензина на нефтебазах, по данным ассоциации, заявки в акиматы от «розничников» удовлетворяются лишь частично. Поясню, местный исполнительный орган распределяет квоты, выделенные профильным министерством.

Жесткое регулирование розничных продавцов  и свобода «оптовиков», по данным Сергея Смирнова, образует следующую картину: чистая маржа первых на уровне 10-17%, а у оптовиков она доходит до 30%. Еще одно предложение ассоциации - отмена практики монополизации импорта нефтепродуктов. 

Болат Ауетаев, председатель правления ОЮЛИП «Казахстанская топливная ассоциация»:

Два раза была монополизация импорта. То, что из России. Определяли операторов, и к чему это привело, мы все видим. Образовавшийся дефицит. После того, как операторов назначали, операторы не справлялись со своей задачей - обеспечить рынок. Когда не было операторов, когда все свободно могли завозить, не было дефицита, вспомните. Предельная розничная цена была 115 тенге. На многих заправках была здоровая конкуренция - 113-112 тенге.

Ботагоз САРКУЛОВА