В
Национальном музее продолжается выставка мировой знаменитости. Британский художник Бен-Давид Цадок
представил три инсталляции. В их числе
одна из знаковых и самых знаменитых его
работ - «Черное поле». Для её создания художник привез более 20 тысяч
металлических растений. Все инсталляции впервые представлены в
Центральной Азии.
Посетителей выставки встречает
работа под названием «Меньший». В ней сконцентрировано много идей,
которые затем развиты в трех
инсталляциях выставки. В этой монохромной работе много линий и света. Ее можно продолжить
как в сторону увеличения, так и
уменьшения. Она готовит зрителя к
восприятию тех диковинок, которые
открываются перед изумленными глазами зрителей.
Кумар Жунусов,
экскурсовод:
Инсталляция «Черные цветы» состоит из 22 цветков,
вырезанных вручную из алюминия. Скульптуры Цадока очень графические за счет тонких элементов, которые четко
выделены. С цветами ассоциируются яркие цвета радуги. А в
этих работах главное не цвет, а
свет.
Только
белый песок и черные ажурные цветы, словно
скелетированные. Тонкая проработка
деталей. Искусственные и естественные тени.
Эти образы завораживают. Сначала сложно разобраться, о чем эти работы. О
жизни? А может быть о смерти и бренности мира?
Безжизненный абрис роскошного растения, чье восхитительное великолепие законсервировано
навсегда, и выжженный на солнце морской песок. Кстати, песок
не морской. Для инсталляций потребовалось 3 с половиной тонны песка.
Если его завозить из заморских стран, он был бы дороже золота. Нашли
подходящий мелкий кварцевый песок в
Караганде.
9 дней Бен-Давид
Цадок сам монтировал вот эту инсталляцию. Сначала вы действительно видите черное
выжженное поле. Но оно вдруг обретает цвет. И даже лица зрителей меняются
от этой метаморфозы. Каждый день
по 10-12 часов, стоя на коленях, художник
приклеивал цветы и засыпал их песком.
Здесь 20 тысяч сто растений размером от одного до 20 сантиметров. Это точные копии растений, взятые из
энциклопедии Викторианской эпохи и вырезанные из тончайшей нержавеющей
стали.
Роза
Абенова, руководитель отдела современного искусства Национального
музея РК:
Вот оно хрупкое. И даже когда вы
монтируете, вы должны быть предельно
осторожными, предельно внимательными. Вот этот посыл, который он дает нам. Ко всему надо относиться так.
Надо относиться к
своей жизни, к себе, к своим близким, к
сотрудникам. Все, что угодно, - хрупко.
В этих работах Цадок выразил свое отношение к
жизни, в которой есть и темная сторона, и яркая, расцвеченная всеми цветами
радуги. Жизнь и смерть, по мнению художника, всегда рядом.
Роза
Абенова, руководитель отдела современного искусства Национального
музея РК:
Вообще
все такие инсталляции они завораживают, удивляют, они заставляют думать:
а что это такое вообще. Человек сидит и начинает думать. Это
очень важно. Потому что сегодня современное искусство таково, что оно заставляет человека задуматься. А задумываемся мы над чем? Над смыслом жизни, по большому счету.
Где
бы не демонстрировались работы художника, спектр эмоций зрителей разнообразен.
От скептицизма и недоумения до удивления и восторга. Инсталляции Цадока были представлены на выставках в Европе и
Америке, Юго-Восточной Азии и Китае. А
после Казахстана работы отправятся на
выставку в Узбекистан.
Евгения НИКОЛАЕВА