Қазақша Полная версия

Бензин в Казахстане подешевеет

  • AstanaTV
  • 09 декабрь 2014
  • 693

Бензин в Казахстане все-таки подешевеет. И это вполне возможно сделать уже с нового года, - сообщили сегодня на брифинге в СЦК профильные чиновники. С 2015-го стоимость самой ходовой марки АИ-92 на отечественных заправках понизится до привычной отметки в 115 тенге за литр. Первый вице-министр энергетики Карабалин сегодня это подтвердил, а глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев в деталях объяснял причинно-следственные связи этого чувствительного вопроса.

Получается, что теперь бензиновые цены в Казахстане будут привязаны к российским. В чем логика такого решения, главным образом, пытался объяснить глава КМГ. Но ясности это не внесло. Напротив, процедура ценообразования ГСМ для рядового потребителя становится еще более запутанной. Хотя, для автовладельцев главное - доступная цена. А вот из чего она будет складываться, точнее от чего зависеть, - расскажет моя коллега Галия Идоятова.

Бензин по дешевке и без очередей. Подобная картина возможна, при чем уже через месяц. Но, по словам первого вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, казахстанские цены на топливо теперь будут зависеть от российских. Сейчас, например, готовят удешевление. Но и дорожать ГСМ будет с оглядкой на соседний рынок.

Узакбай Карабалин, первый вице-министр энергетики РК:

Т.е. наши цены будут коррелироваться в зависимости от изменений цен в Российской Федерации, которая поставляет одну треть нашего потребления бензина. В частности сейчас разрабатываются правила установления предельных цен на указанные нефтепродукты, которые будут учитывать колебания цен на российском рынке, и 1 января 2015 года предельные цены будут ежемесячно устанавливаться Министерством энергетики по согласованию с Министерством Национальной экономики. Правила также будут предусматривать получение трейдерами маржи не допуская при этом сверхдоходов.

Ежемесячное регулирование коснется не только самих цен, но и налоговых, и акцизных ставок. Таким образом, в энергетическом министерстве собираются защитить отечественный внутренний рынок от резких скачков и потрясений. Так сказать административная сила против рыночных изменений. Правда, глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев оговаривается - мол рычаги Правительства все равно не должны препятствовать развитию рынка. Одним словом, понижение цен на нефть два нефтяника аргументируют по-разному.

Сауат Мынбаев, председатель правления АО «НК»КазМунайГаз»:

И здесь экономические законы. От того, что их регулировать, от того, что им не следовать и пытаться регулировать экономику чисто административными методами - не получится. Административные методы нужны, но они как-то должны учитывать объективные экономические пропорции и реалии.

Что касается объективных реалий - это стремительное падение цен на нефть на мировом рынке, обвал рубля и неспособность казахстанских НПЗ насытить внутренний рынок бензином. При этом, по версии Сауата Мынбаева, даже если заглянуть в будущее, например, в 2017 год, то нефтеперерабатывающие заводы уже с усиленными мощностями, все равно не решат проблему дефицита ГСМ. И тут задаешься вопросом: кому верить? Ведь всё последнее время и специалисты, и профильные чиновники неустанно заявляли, что модернизация трех действующих НПЗ позволит стране забыть, что такое дефицит бензина. Теперь появилась другая составляющая этого вопроса.

Сауат Мынбаев, председатель правления АО «НК»КазМунайГаз»:

Вот представьте себе, что на дворе 2017 год, и мощности наших заводов 100%, но обеспечивает внутренний рынок всей линейкой нефтепродуктов. И теперь представьте, что тем более с 1 января 15 года на дворе единое экономическое пространство, что означает, что сухопутная 7 тысяч км граница открытая с Российской Федерацией и разницу цен в 35%, как было в августе. Внутренний рынок РК ровно в 10 раз меньше внутреннего рынка Российской Федерации, и никакими милиционерами эту границу не перекроешь. У нас, в соответствии с соглашениями - это открытая граница, там нет таможни. И весь этот нефтепродукт будет вывезен в соседнюю страну вот и все. И соответственно, если здесь выше, чем в Российской Федерации - это логика единого пространства, то будет приток с территории Российской Федерации, что может быть не плохо, но тогда наши заводы тоже встанут.

Нужна адекватная политика ценообразования, - резюмировал Сауат Мынбаев. И если судить по опыту последних лет, эту самую политику будут определять все-таки чиновники, а не рынок. Только теперь придется синхронизировать свои действия с российскими коллегами. Для рядового же потребителя данный вопрос, почти как высшая математика. Уж больно много непонятного. Но главное - это наличие ГСМ и его ценовая доступность. В случае же очередного дефицита, вполне возможно, что ответственные за отрасль специалисты будут объяснять ситуацию еще какими-нибудь явлениями.

Галия ИДОЯТОВА