Бензин в Казахстане все-таки подешевеет. И это вполне
возможно сделать уже с нового года, - сообщили сегодня на брифинге в СЦК
профильные чиновники. С 2015-го стоимость самой ходовой марки АИ-92 на
отечественных заправках понизится до привычной отметки в 115 тенге за литр.
Первый вице-министр энергетики Карабалин сегодня это подтвердил, а глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев в деталях объяснял причинно-следственные связи этого
чувствительного вопроса.
Получается, что теперь бензиновые цены в Казахстане будут
привязаны к российским. В чем логика такого решения, главным образом, пытался
объяснить глава КМГ. Но ясности это не внесло. Напротив, процедура
ценообразования ГСМ для рядового потребителя становится еще более запутанной.
Хотя, для автовладельцев главное - доступная цена. А вот из чего она будет
складываться, точнее от чего зависеть, - расскажет моя коллега Галия Идоятова.
Бензин по дешевке и без очередей. Подобная картина
возможна, при чем уже через месяц. Но, по словам первого вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, казахстанские цены на топливо теперь будут зависеть от
российских. Сейчас, например, готовят удешевление. Но и дорожать ГСМ будет с
оглядкой на соседний рынок.
Узакбай Карабалин, первый вице-министр энергетики РК:
Т.е. наши цены будут коррелироваться в зависимости
от изменений цен в Российской Федерации, которая поставляет одну треть нашего
потребления бензина. В частности сейчас разрабатываются правила установления
предельных цен на указанные нефтепродукты, которые будут учитывать колебания цен
на российском рынке, и 1 января 2015 года предельные цены будут ежемесячно
устанавливаться Министерством энергетики по согласованию с Министерством Национальной экономики. Правила также будут предусматривать получение
трейдерами маржи не допуская при этом сверхдоходов.
Ежемесячное регулирование коснется не только самих цен, но
и налоговых, и акцизных ставок. Таким образом, в энергетическом министерстве
собираются защитить отечественный внутренний рынок от резких скачков и
потрясений. Так сказать административная сила против рыночных изменений.
Правда, глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев оговаривается - мол рычаги Правительства все равно не должны препятствовать развитию рынка. Одним словом,
понижение цен на нефть два нефтяника аргументируют по-разному.
Сауат Мынбаев, председатель правления АО «НК»КазМунайГаз»:
И здесь экономические законы. От того, что их регулировать,
от того, что им не следовать и пытаться регулировать экономику чисто
административными методами - не получится. Административные методы нужны, но
они как-то должны учитывать объективные экономические пропорции и реалии.
Что касается объективных реалий - это стремительное падение
цен на нефть на мировом рынке, обвал рубля и неспособность казахстанских НПЗ
насытить внутренний рынок бензином. При этом, по версии Сауата Мынбаева, даже
если заглянуть в будущее, например, в 2017 год, то нефтеперерабатывающие заводы
уже с усиленными мощностями, все равно не решат проблему дефицита ГСМ. И тут
задаешься вопросом: кому верить? Ведь всё последнее время и специалисты, и
профильные чиновники неустанно заявляли, что модернизация трех действующих НПЗ
позволит стране забыть, что такое дефицит бензина. Теперь появилась другая
составляющая этого вопроса.
Сауат Мынбаев, председатель правления АО «НК»КазМунайГаз»:
Вот представьте себе, что на дворе 2017 год, и мощности наших заводов 100%, но обеспечивает внутренний рынок всей линейкой
нефтепродуктов. И теперь представьте, что тем более с 1 января 15 года на дворе
единое экономическое пространство, что означает, что сухопутная 7 тысяч км
граница открытая с Российской Федерацией и разницу цен в 35%, как было в августе. Внутренний рынок РК ровно в 10 раз меньше внутреннего рынка Российской Федерации, и никакими милиционерами эту границу не перекроешь. У нас, в
соответствии с соглашениями - это открытая граница, там нет таможни. И весь этот
нефтепродукт будет вывезен в соседнюю страну вот и все. И соответственно, если здесь выше, чем в Российской Федерации - это логика единого
пространства, то будет приток с территории Российской Федерации, что может быть
не плохо, но тогда наши заводы тоже встанут.
Нужна адекватная политика ценообразования, - резюмировал
Сауат Мынбаев. И если судить по опыту последних лет, эту самую политику будут
определять все-таки чиновники, а не рынок. Только теперь придется
синхронизировать свои действия с российскими коллегами. Для рядового же
потребителя данный вопрос, почти как высшая математика. Уж больно много
непонятного. Но главное - это наличие ГСМ и его ценовая доступность. В случае же
очередного дефицита, вполне возможно, что ответственные за отрасль специалисты
будут объяснять ситуацию еще какими-нибудь явлениями.
Галия ИДОЯТОВА