Қазақша Полная версия

В Восточном Казахстане официально открыт сезон охоты на елочных браконьеров

  • AstanaTV
  • 11 декабрь 2014
  • 1024

В Восточном Казахстане официально открыт сезон охоты на елочных браконьеров. На дорогах действуют круглосуточные посты лесников. За незаконно срубленное новогоднее дерево предусмотрен штраф от 15 до 150 МРП. Сами лесники говорят, что поймать браконьера и составить протокол дело нехитрое, но экономически не выгодное, по крайней мере, для лесхозов. Елок, которые подлежат вырубке, много. И летом, в ходе санитарных рубок, их все равно спилят. В преддверии же нового года их продажа принесла бы лесхозам доход свыше 2 миллионов тенге. Ирина Якунина вникала в елочную экономику.

Андрей Лапшин в лесу провел почти четверть века. О хвойных породах рассуждает, как эксперт. Уверен, елка елке рознь. Вот они стоят красивые зеленые. Но это только с виду. Корневая кубка практически уничтожила корень. И пока лишь глубокий снег удерживает елки в вертикальном положении. Весной, в ходе санитарных рубок, их все равно спилят. Жалко говорит лесник, могли и доход принести, и людям радость доставить в новый год.

Андрей Лапшин, лесник:

Вот внутри стоят они уже упали, погибли уже, стволовая гниль сделала свое дело, и малейший ветер, и это дерево падает. Там может останется 10% более-менее хороших елок.

Продажа таких умирающих елок всегда была одной из статей доходов лесного хозяйства. Вырученные средства направлялись на охрану лесов, очистку от мусора, покупку посадочного материала и другие полезные цели. Но мораторий на вырубку хвойных пород запрещает рубить и больной лес. Хотя одно больное дерево заражает десятки здоровых. Лесники говорят, лес - это не музей, а деревья не экспонаты. От старости ценнее не становятся.

Виталий Чернецкий, заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО:

Лес надо рассматривать как возобновляемый источник, это не как уголь, карьер вычерпали и все, он там не появится 100-200 лет.

Зато в преддверии нового года на базарах области активно торгуют елками российскими. Это деревья со старых плантаций или саженцы-переростки из лесных питомников. Цена елки от 10 тысяч тенге и выше. Казахстанских елок на базарах нет. Нам советуют купить елку искусственную, зарубежного производства. Потратился раз и на много лет вперед. Хотя и здесь, говорят лесники все не так уж и безопасно.

Виталий Чернецкий, заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО:

Та же искусственная елка, она несет в 54-56 раз больше углеводородный след с ее изготовлением, потому что, чтобы ее сделать где-то заводы сожгли это и выбросили. Она когда отслужит свой срок, ее утилизировать надо, а это более экологичная - зеленая.

Ирина Якунина, корреспондент:

В качестве альтернативы лесники предлагают елку трансформер, палку с отверстием, куда вставляют елочный лапник. Стоит такая елка не дорого до 3 тысяч тенге. Красивая и нарядная с настоящим запахом хвои, елка трансформер простоит до 2 недель, а потом и выбросить не жалко.

На продаже подобных елочных трансформеров и старых деревьев лесхозы могли бы заработать более 2 миллионов тенге, - отмечают специалисты. Мешает мораторий. Свои предложения лесники направили в профильное министерство.

Ирина ЯКУНИНА