Қазақша Полная версия

После хакерских атак в полиции начали работать спецотделы по борьбе с киберпреступностью

  • AstanaTV
  • 28 октябрь 2018
  • 2620

У вас предусмотрено страхование киберрисков? Вполне возможно, в ближайшей перспективе подобный вопрос будут задавать друг другу предприниматели при заключении контрактов? После участившихся случаев хакерских атак в Казахстане заговорили о возможности введения киберстрахования. Пока сугубо на отраслевом уровне. Но, кто знает? Может конкретные действия не заставят себя долго ждать. Хотя, некоторые специалисты говорят, что к страхованию таких рисков не готов сам бизнес. Не все коммерческие организации согласны раскрывать данные о взломах. Жертвами мошенников в сети становятся и рядовые казахстанцы. Особенно при покупке товаров. Легко попадаются на уловки, перечисляя средства и раскрывая личные реквизиты. Гораздо серьезнее обстоит ситуация с сайтами госорганов. С начала года их атаковали 1 млрд.раз. Возможно ли защититься от агрессивной армии хакеров? Адиль Онербаев задавал вопросы. То, что еще вчера было эпизодом в жанре фантастики, сегодня стало угрожающей реальностью. Армия хакеров взламывает все: от простого киви кошелька до сайтов военных ведомств. Репутационные потери несет фейсбук из- за утечки данных миллионов пользователей, рядовые же граждане теряют деньги.Одной из жертв киберпреступности стала жительница Уральска. В соцсетях она вела активную переписку с родными и близкими. Когда один из них попросил у девушки в долг 30 тысяч тенге, она без сомнений перечислила деньги на указанный киви кошелёк. Через несколько дней она напомнила о долге, но родственник оказался не в курсе вопроса. Как выяснилось, на его страничке был создан новый аккаунт. Злоумышленника так и не нашли.  

Жительница Г. УРАЛЬСК: 

Я даже и предположить не могла, что такое может случиться. Но теперь понимаю, что любая просьба денег должна насторожить. Жалею, что в тот момент не позвонила родственнику и не уточнила сразу.

Один из самых распространенных видов мошенничества- продажа автомобилей и запчастей через сайты объявлений, сообщили «Избранному» в полиции. Как правило, чаще всего обманывают граждане из отдаленных от города регионов или из других стран. Поэтому найти, а тем более наказать таких преступников получается не всегда, говорят стражи порядка. В департаментах полиции уже работают специальные отделы по расследованию интернет преступлений, но уровень раскрываемости подобных дел - не высокий. 

Бауыржан КАРБЕКОВ, ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ УПРАВЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ ДП Г. ШЫМКЕНТ: 

Схемы мошенничества в основном распространенны на сайтах объявлений. К примеру, кто-то размещает объявление о продаже машины и указывает российский номер телефона, потом просит перечислить деньги на банковский счет или дать реквизиты. При таких условиях граждан следует задуматься и не поддаваться на уловки мошенников.

Жертвы в большинстве случаев сами облегчают задачу преступникам, легко поддаваясь на различные уловки. Схемы же постоянно меняются. К примеру, в Петропавловске 30-летний безработный хакер украл деньги с банковских карт пользователей. С помощью специальной программы ему удалось снять от тысячи до 100 тысяч тенге у 14 человек по всему Казахстану. При этом, некоторые владельцы пластиковых карт даже не знали о хищении. Сами потерпевшие уверяют, что персональные данные никому не передавали. Как взломщику удалось провести аферу, в департаменте полиции СКО не говорят. Хакера нашли и задержали. 

Динара САГАНДЫКОВА, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДП СКО:  

За эти три дня раскрыто 15 преступлений. Основная их часть – это кражи. Для того, чтобы предупредить подобные преступления необходимо соблюдать рекомендации.

Рекомендации простые: не сообщать свои персональные данные, пин-коды. А также коды, которые приходят смс-сообщением, номера, указанные на обратной стороне банковских карт. 

Евгений ПИТОЛИН, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ЛАБОРАТОРИИ КАСПЕРСКОГО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И МОНГОЛИИ: 

Важная вещь - это бдительность, и здесь конечно помогает то самое повышение уровня киберграмотности, кибер гигиены. В любом месте, будь-то кафе, частное здание, аэропорт, больница везде в любом месте нас могут поджидать опасности

Защитить себя полностью от киберпреступлений можно только, отключив от всемирной сети все свои устройства, говорят эксперты. Но вряд ли кто из пользователей пойдет на такой шаг. Поэтому действенными методами защиты остаются использование лицензированного Программного обеспечения, не подключение к открытым интернет сетям общего доступа и регулярное обновление паролей аккаунтов. В области же защиты государственных ресурсов одной кибер гигиеной не обойтись.  

Талгат МУСТАГУЛОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МОАП РК: 

Каждый интернет ресурс государственного органа проводит аттестацию на соответствие требованиям информационной безопасности, также испытания на соответствие требованиям информационной безопасности.

Но даже при таких жестких требованиях количество атак на государственные ресурсы неумолимо растет. За 9 месяцев этого года хакеры нападали на сайты казахстанских министерств, департаментов, акиматов и квазигоссектора 1 миллиард раз. По сравнению с прошлым годом увеличение в 12 раз. 1 млрд. против 80 млн. событий в 2017-м. На прочность сайты госорганов проверяют специальные структуры в КНБ и министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности. Из открытых источников известно, что чаще атакам хакеров подвергаются сайты электронного правительства. Оно и понятно, ежедневно в его базах данных аккумулируются миллионы документов казахстанцев. Недавно доступ к личным кабинетам граждан хотели получить сотрудники ЦОНов в Алматы. После жалоб пользователей в госкорпарации «Правительство для граждан» ввели новую функцию по дополнительной защите персональных данных. 

Сабина ТАУАН, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦОН МЕДЕУСКОГО РАЙОНА Г. АЛМАТЫ: 

Госкорпарация внедрила такую возможность, чтобы лично сам клиент мог заблокировать доступ к своим данным. Через личный кабинет, через портал электронного правительства можно зайти и поставить галочку о том, что вы блокируете и не даете возможность получать услуги. Сотрудник не увидит ваших данных.

Если доступ открыт, то работники ЦОНа смогут получить услугу за гражданина, при этом данные об этой операции автоматически отправят владельцу личного кабинета. В будущем же системы безопасности в ЦОНах будут совершенствовать.  

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 

Чтобы удостовериться в том, что услугу получает гражданин, а не, к примеру, сотрудник ЦОНа, каждого посетителя центра обслуживания населения, получающего услугу, фиксируют на такие камеры. В скором будущем эти устройства заменят на оборудование по считыванию биометрических данных. Тогда приходить в ЦОНы и получать услуги можно будет даже без документов. Всю информацию о человеке дадут отпечатки пальцев.

Хакерские атаки участились и на бизнес. С учетом этого на рынке заговорили о возможности введения страхования киберрисков. В Европе и США подобная практика уже есть. Для Казахстана это вопрос, пожалуй, отдаленной перспективы. Хотя, в случае агрессивности атак и ощутимых убытках представители бизнеса и страховых компаний, возможно, и не будут откладывать решение в долгий ящик. Уж больно ставки высоки.  

Адиль Онербаев, Игорь Волох, Айгерим Кусаинова,Евгений Мутыль, Александр Вервекин, НурланАльмухамбетов, Татьяна Рудометова, НаурызХалитов, Катерина Брынюк, БауыржанЖолдыбалин, Бахрамбек Талибжанов и Серик Таласов, «Избранное за неделю».