Казахстанцы продолжают избавляться от автохлама. С начала года на утилизацию сдали больше 20-и тысяч старых машин. На полученные деньги покупают новых «железных коней» по льготному кредиту. За это время с конвейеров отечественных заводов съехало 22 тысячи авто. Отраслевые эксперты прогнозируют прирост выпуска до конца этого года. Таким образом, государство пытается обновить внутренний автопарк. Улучшить экологию могли бы и электромобили. Сегодня по дорогам страны, по данным АКАБ, колесят чуть больше 200-т машин нового поколения. Большого спроса не наблюдается по ряду причин. Но основные - это ничтожно малое число "зеленых" АЗС и ценник. Есть и те, кто привозит электромобиль из-за границы. Бахрамбеку Талибжанову рассказали, что с растаможкой вопросов не возникает, а вот поставить эко-car на регистрацию - проблематично. Советскому «Жигули» Бахытжана ПОлатбекова – 36 лет. Срок эксплуатации давно истек. ВАЗ-2102 принадлежал его дяде. Этим летом машина попала в ДТП. Ремонтировать старое авто не стали, решили сдать на утилизацию.
Бахытжан ПОЛАТБЕКОВ, ЖИТЕЛЬ Г. ШЫМКЕНТ:
У нас по дорогам старые рухляди ездят. Иногда заглохнут пробки создают. Вот компенсацию немного увеличили бы, может быть больше машин сдали бы. На дорогах поменьше старых машин ездило бы.
Увеличение компенсации пока не рассматривается. Программа востребована и при нынешних расценках. Как мы рассказывали ранее за сдачу старой "легковушки» с полной комплектацией казахстанцы могут получить 150 тысяч тенге. Вместо наличных можно претендовать и на скидочный сертификат на приобретение нового «железного коня». Грузовики при этом оценивают дороже. Размер суммы доходит до 620 тысяч тенге. В целом, как отмечают в компании «Оператор-РОП», программа по утилизации старых автомобилей в Казахстане действует эффективно. С 2016 года - с момента старта проекта - казахстанцы сдали на утиль более 70 тысяч авто. Из них 529 грузовых машин. Больше всего в пункты приема привозили советские автомобили 80-х и 90-х годов выпуска. В основном это Москвичи, Жигули и Волги. Общий размер выданных компенсаций составил более 9 миллиардов тенге.
Сергей ЮРЧА, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ТОО "ОПЕРАТОР РОП":
В принципе до сих пор сохраняется интерес у населения к сдаче. То есть соответственно,поскольку выводится из оборота автохлам. Это имеет положительный экономический эффект. То есть сокращается его влияние на окружающую среду.
Улучшить экологию в стране позволили бы и электромобили, полагают специалисты. Однако, сегодня развитие эко-транспорта в Казахстане по-прежнему в зачаточном состоянии. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, по дорогам страны колесят чуть больше 200-т «зеленых машин». Потенциальные покупатели при выборе такого авто, как правило, должны учитывать сразу несколько важных факторов.
Михаилс КВЕТНИС, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ТОО «ALLURGROUP»:
Инфраструктура вообще это, пожалуй, самый больной вопрос в развитии электромобилей. Это цена, номер 2 – это вопрос пробега на одной зарядке и номер 3 – это наличие зарядной инфраструктуры.
Сегодня заправить электрокар можно в 48 точках. Большинство «зеленых АЗС» расположены в Астане и Алматы. С недавних пор 5 пунктов появились и в Актау. В ближайшем будущем такие заправки намерены запустить на трассе «Астана – Боровое». Всего по стране запустят 109 станции. Однако, компания, которая занимается их установкой, испытывает трудности из-за пробела в законе.
Михаилс КВЕТНИС, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ТОО «ALLURGROUP»:
Потому что законодательно и с этой же проблемой сталкивается пока и в России. Законодательство рассматривает этот вид деятельности как продажу электроэнергии. А продажа электроэнергии - это строго регламентируемая деятельность. Мы пытаемся решить этот вопрос через продажи услуги по зарядке электромобилей, где скажем покупка, и продажа электроэнергии является побочным процессом .
Спрос на электрокары в стране низкий не из-за отсутствия заправок или высокой цены, скорее из-за дефицита выбора, полагает Михаилс Кветнис. По его словам в отечественных автосалонах ЭКОмобили в свободной продаже не встретишь. поэтому некоторые автолюбители привозят транспорт из других стран. Например, житель Актобе Николай Выходец свой электромобиль пригнал из Германии.
Николай ВЫХОДЕЦ, ЖИТЕЛЬ АКТОБЕ:
Она очень быстро разгоняется. Потому, что тут электродвигатель, и здесь не двигатель внутреннего сгорания, на который у меня сейчас идет аллергия.
Покупка, доставка, оформление немецкого электроавто и установка зарядной станции обошлись в 75 тысяч евро. Из плюсов владелец отмечает комфорт машины, бесшумность, быстрый набор скорости. При полной зарядке авто способно проехать 230 километров.
Николай ВЫХОДЕЦ, ЖИТЕЛЬ Г.АКТОБЕ:
Приобретая такой электромобиль надо было сразу подумать, как его заправлять. Пришлось купить заправочную станцию свою. Она 22 киловатта. Но она только 10 киловатт дает. Сила тока слабая. Поэтому заправить его на 230, как у него есть объем батареи, нет возможности. Заправляется он где-то на 150-165 километров. Но этого хватает по городу ездить.
Николай также рассказал, что возникли сложности при оформлении документов. Говорит в Казахстане очень сложно пройти сертификацию. Да и техобслуживанием, как оказалось, никто не занимается. Между тем, эксперты предрекают некоторое оживление на рынке электромобилей уже в следующем году. До конца 2018-го костанайский «СарыаркаАвтоПром» планирует запустить серийное производство китайской марки JAC. Но, произойдет это только после того, как их признают безопасными. Для этого опытные образцы протестируют в краш-центрах России.
Михаилс КВЕТНИС, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ТОО «ALLURGROUP»:
Мы прошли все остальные испытания, мы прошли все геометрические испытания, мы прошли электромагнитные испытания. Осталось пройти краш-тесты. Так, что мы в серьез рассчитываем, что в этом году мы начнем выпуск электромобилей.
У казахстанских заводов уже есть заказы на 200 электромашин. Их начнут выпускать, как только получат сертификат на серийное производство.
Бахрамбек ТАЛИБЖАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Повысить интерес к автомобилям нового поколения собираются за счет внедрения льготного кредитования. То есть, всем желающим поменять свои «старушки» на электрокары по системе утилизации, будут выплачивать около 5 тысяч долларов. Также их владельцы освобождаются от уплаты транспортного налога и утиль сбора. Более того, смогут бесплатно пользоваться парковочными местами и получат право ездить по платным дорогам.
Помимо инфраструктуры, ценовой политики и других составляющих, рынку эко-автомобилей необходимы подготовленные кадры. Сегодня практически некому собирать и ремонтировать машины на электрической тяге. На костанайском заводе уже действует собственная модель обучения специалистов. Здесь работает центр, где местные студенты изучают теорию и проходят практику по технологии машиностроения.
Людмила ОЛКИНЯН, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ТОО «САРЫАРКААВТОПРОМ»:
Мы обучили также в прошлом году 38 человек по этой специальности: маляр по окраске автомобиля, сварщик, и слесарь МСР. В этом году мы взяли 10 человек. Многие остаются у нас. 30% наверное где-то. Остальные, либо самозанятые, либо на СТО разных там компаниях.
Подготовкой кадров заинтересовался и актауский университет. Будущие автомеханики будут специализироваться именно на электромобилях. Для этого ВУЗ приобрел две машины на электрической тяге для их изучения и проведения лабораторных исследований.
Бахрамбек Талибжанов, Адиль Онербаев, Ольга Литвина, Зангар Санай, Серик Таласов, Игорь Волох, Габиден Жокушев и Нуркен Жалмуханспециально для программы «Избранное за неделю».