На границе Западно-Казахстанской области и России образовалась очередь из фур. По словам водителей, они уже несколько дней ждут, когда их пропустят через пограничный пост. Пропуск, по их мнению, тормозят сотрудники департамента госдоходов. В ситуации разбиралась моя коллега, Татьяна Рудаметова.
Многие водители направлялись за товаром в Россию, но застряли в огромной очереди перед пропускным пунктом на посту Сырым. Дальнобойшик Владимир Данилов стоит на границе уже вторые сутки. Мужчина жалуется: из-за простоя он теряет время, а значит и деньги.
Владимир ДАНИЛОВ, ВОДИТЕЛЬ:
Со вчерашнего вечера и до сих пор, не спавши, здесь находимся. Потихоньку идёт колейка, но тихо-тихо. Ни кушать, ничего тут нет. Завтра у меня погрузка, я не знаю, пройду я границу или нет. У меня утром погрузка в Тольятти.
Татьяна РУДАМЕТОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Машины стоят в очереди, а для водителей нет никаких условий. Несколько дней они вынуждены обходиться без еды и воды и постоянно включать автомобиль, чтобы согреться или продвинуться в очереди.
Нововведения по оформлению грузов начали действовать с 22 октября, уточняют сотрудники департамента госдоходов. Специалисты ведомства проверяют документы на груз и сверяют весь товар с счёт-фактурой. Товарно-сопроводительный документ они сканируют и передают его обратно пограничникам. И время на это много не уходит, уверяют специалисты.
Бейбит АЙТЖАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ДГД ПО ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Причину я не могу сказать. С российской стороны вы видите, большая очередь, и с казахстанской большая очередь. Но в рамках работы департамента госдоходов у нас на каждого грузоперевозчика затрачивается 1,5 - 2 минуты. То есть причина не в нас.
Для отслеживания подобных проблем в Казахстане была создана мониторинговая группа. По словам одного из ее членов Алдана Менкева, время прохождения границы увеличилось от 5 до 15 минут. И при таком досмотре - грузопоток может вырасти в 2 раза, уверяет специалист. Но проверка необходима для защиты внутреннего рынка. Некоторые предприниматели не платят НДС и привозной товар становится дешевле местного, говорит Менкеев.
Алдан МЕНКЕЕВ, ЧЛЕН РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МОНИТОРИНГОВОЙ ГРУППЫ:
При создании этого постановления не были учтены коррупционные риски. Не исключено, что у пограничной службы может быть сговор с сотрудниками дгд и тогда мы вообще можем не найти товар на территории Казахстана. Нужно просто в эту систему забить грузополучателя и интерфейс изменить и грузоотправителя и тогда здесь будут не нужны сотрудники комитета госдоходов.
Международный погранпереход «Сырым-Маштаково» - один из проблемных, жалуются водители. Многочасовые очереди здесь не редкость. Одна из причин очень низкая пропускная способность пункта Сырым. Сейчас, по данным пограничников, границу ежедневно пересекают 700-800 грузовых автомобилей.
Нурлан СУКПУСУНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА В/Ч 2029 ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ КНБ РК:
В некоторой степени у нас снизилась пропускная способность. Порядка 500 грузовых транспортных средств мы пропустили меньше. Имеются разные факторы для этого. Транспорт, перевозящий один груз - занимает меньше времени для проведения мониторинга сотрудников ДГД. Имеются транспортные средства, перевозящие сразу несколько грузов.
Члены мониторинговой группы уверены, очереди не будет, если предложение о внесении дополнений в пограничную систему регистрации грузов будет рассмотрено на республиканском уровне.
Т. РУДАМЕТОВА