Қазақша Полная версия

В Казахстане предложили проводить психологическую проверку будущих водителей

  • AstanaTV
  • 04 ноябрь 2018
  • 2329

Ежегодно в авариях на казахстанских дорогах гибнут свыше 3-х тысяч человек. Число пострадавших в 10 раз больше. Но, лихачей от этого меньше не становится. Скажу больше. В последнее время стали популярными странные челленджы, где водители специально нарушают правила дорожного движения: ездят по «встречке» или показывают смертельные трюки. Снятое видео потом выкладывают в сеть. Порой, опасные виражи заканчиваются печально. К примеру, 6-класснику Артуру Шафикову из Павлодара понадобится как минимум полгода, чтобы полностью прийти в себя. Его сбила иномарка прямо на «зебре», а виновник ДТП скрылся с места происшествия. Для предотвращения подобных последствий общественники предлагают проводить будущих водителей и через психологическую проверку. Адиль Онербаев продолжит. Проехаться на санях по асфальту или по «встречке» на самой оживленной улице. Авторы популярного паблика сделали призыв казахстанским лихачам: «Похвастаться своими нарушениями в инстаграмм». Долго уговаривать бывалых водителей не пришлось. Больше всех в скандальном челендже "прославился" 20-летний Назар Роллан. Нарушения правил дорожного движения парень публиковал и раньше. При этом его не остановило ни народное осуждение, ни штрафы и даже лишение прав.  

Так же с улыбкой молодой человек беседовал с журналистами и, похоже, в проступках не раскаялся. Более того, обещал нарушать и впредь. Правда, позже в последнем посте в инстаграме все же признался, что пошел на глупый шаг ради славы. Но тем самым я доставил лишь проблемы окружающим. Отныне хотелось бы встать на правильный путь. Думаю, служба в армии поможет мне в этом. Всем мира и добра.Однако, на этом сюрпризы на улицах южной столицы не закончились. В полиции Алматы мониторить соцсети теперь стали более тщательно. Всего за месяц по видео роликам в Whatsapp выписали штрафы на десятки тысяч тенге. Но, молодежь этим не напугаешь. Лихачи не боятся и судебных разбирательств. Поэтому, необходимо ужесточить наказание, говорят гражданские активисты.

Арсен ШАКУОВ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ОБЩАЯ ДОРОГА»:

Подняли штрафы – ничего не изменилось, лишение прав идет – тоже вроде ничего не изменилось. У большинства сознательность всегда была, но мы встречаем вот этих индивидов, без номеров ездят, чувствуют сою неприкосновенность. Нужно проводить больше общественное порицание. На билбордах повесить раз в месяц его лицо повисит, «Злостный нарушитель, стыдитесь его». Тогда это будет действовать. 

Далеко не всегда легкомыслие лихачей на дорогах заканчивается только штрафом или лишением прав. Под колеса автомобилей попадают пешеходы. Поход в театр для 6-классника Артура Шафикова из Павлодара обернулся серьезными переломами. Мальчика прямо "зебре" на большой скорости сбила машина. Последнее, что он помнит, как переходил через дорогу, очнулся уже на больничной койке. Водитель с места аварии скрылся.

Светлана ШАФИКОВА, МАМА АРТУРА:

Я его когда увидела всего в крови, у него была рассечена вот здесь бровь, зафиксирована нога. Он плакал, у него всё болело.

Когда ребёнка на пешеходном переходе сбила машина, никто не запомнил марку автомобиля, не говоря уже о госномере. На полное выздоровление Артуру понадобится еще как минимум полгода.

Светлана ШАФИКОВА, МАМА АРТУРА:

Он не остановился. Он его сбил и бросил умирать. Если бы не очевидцы.

Светлана провела собственное расследование: искала видео наезда и обращалась к водителю во всех соцсетях, боясь, что дело спустят на тормозах. Через трое суток полиция все же установила и задержала подозреваемого. 27-летний павлодарец водворён в изолятор и ждет суда. Жителя города Сатпаев Динмухаммеда Алиякпарова жажда скорости привела в инвалидное кресло. Роковая авария на трассе в Алматинской области произошла 12 лет назад. Тогда еще 18-летний Димаш с родственниками и друзьями направлялся на пляж. Скорость на спидометре была около 150 км. в час. В какой-то момент парень потерял управление.

Динмухаммед АЛИЯКПАРОВ ;

Сам виноват. Сам был за рулем. Не справился с управлением. Перелом позвоночника, травма спинного мозга, 10 нижний грудной. От этого случая ноги парализовало и тазовые органы тоже повредило.

После этого случая - месяцы реабилитации и ушли годы на то, чтобы научится жить по-новому. Сейчас Димаш ведет активный образ жизни, занимается спортом. С ужасом вспоминает ту аварию. Рад тому, что остался жив и не покалечил других людей. Что толкает водителей на серьезные нарушения ПДД и почему многие считают это геройством, не первый год пытается понять блогер и создатель популярного сайта "Фактум" Ирина Торлопова. На ее ресурс ежедневно поступают десятки видео от автолихачей. Сами авторы считают, что чем опаснее, тем круче.

Ирина ТОРЛОПОВА, СОЗДАТЕЛЬ САЙТА «FACTUM.KZ»:

Они это называют автоспортом. Они говорят, ну работу, у нас нет площадок, мы нигде не можем дрифтануться, мы не можем проехать боком, покружиться. Вы дайте, и мы это будем делать. Приезжайте участвуйте, ни один из этих псевдоспортсменов ни разу не участвовал в авто соревнованиях.

Председатель общественного движения «ОСА» Руслан Лазута наряду с экзаменами по вождению предлагает ввести психологическую проверку для выявления каких - либо отклонений у будущих водителей.

Руслан ЛАЗУТА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОО «ОСА»:

Такие тесты направлены на выявление такого рода водителей. Эти тесты крайне тяжело сдать. Я так думаю, после таких утверждений и поправок в наше законодательство, наши дороги отчистятся от ненормальных людей.

Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

О серьезности проблемы лихачества на дорогах говорят цифры. Ежегодно в Казахстане в авариях гибнут больше 3 тысяч человек, не меньше 30 тысяч получают травмы. Общественники надеются, что ситуация улучшится после внедрения системы народного порицания. Пока же основным наказанием водителей-экстремалов остаются штрафы, лишения водительских прав и 10-ти суточные аресты.

Адиль Онербаев, Асет Елембаев, Александр Вервекин, Нурлан Альмухамбетов, Ирина Якунина, Руслан Ли, Марина Иневатова и Максут Сарабаев, «Избранное за неделю»