Северо-Казахстанская область потребляет в пять раз меньше бензина АИ-92, чем Туркестанская. Около 90-о тысяч тонн против четырёхсот семидесяти тысяч. Об этом нашим корреспондентам рассказали в ассоциации АЗС «Жанар-Жагармай». На прошлой неделе глава минэнерго высказал - обеспокоенность сложившейся ситуацией. На взгляд Каната Бозумбаева, приграничные малонаселённые регионы стали потреблять бензина больше, чем южные - густонаселенные области. Такой тренд министр связал с оттоком топлива на российский рынок, где оно значительно дороже. Мы задались вопросом: как же обстоит ситуация в Северном Казахстане, что граничит с Россией. Детали в материале.
Айгерим КУСАИНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Нефтепродукты из Северного Казахстана в Россию не вывозят, - заверили нас в акимате. Более того, летом, когда отечественные НПЗ были на ремонте, область импортировала бензин и дизтопливо у соседей.
О том, что топливо из приграничных регионов уходит в Россию на прошлой неделе заявил Канат Бозумбаев на встрече с представителями крупных сетей АЗС. Тогда министр аргументировал это тем, что у соседей более высокие ценники, а значит продавать на их рынок - выгоднее. В итоге, Западно- Казахстанская и Костанайские области, где проживают 600-800 тысяч человек, стали потреблять бензин и дизтопливо больше, чем Туркестанская с 3 миллионным населением, - резюмировал глава минэнерго. Мы спросили как обстоит ситуация в Северном Казахстане? Перетоков нет, - утверждают чиновники
Ляззат ГАЛЕЕВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СКО:
Фактов перетока в Российскую федерацию нефтепродуктов не установлено. Согласно статистическим данным, бензина марки АИ 92 в прошлом году было реализовано 87 тысяч тонн, за 10 мес. этого года - 68 тысяч тонн…В летний период, когда казахстанские НПЗ стояли на ремонте, наблюдался импорт местными крупными операторами 92 бензин импортирован в объеме 11 тысяч тонн
Между тем, в Туркестанской области и Шымкенте в месяц продают около 40 тонн АИ-92. В год регион потребляет в пять раз больше, чем север Казахстана, - рассказали нашему телеканалу в профильной ассоциации.
Кайыпбек КАМБАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ АЗС «ЖАНАР-ЖАГАРМАЙ»:
В этом году в Туркестанской области и Шымкенте будет реализовано 470 тысяч тонн бензина марки АИ-92. Дизтоплива же 348 тысяч тонн. Количество автолюбителей в регионе растет, а вместе с ним и потребление. В среднем на 3-4 процента в год.
Автолюбители же полагают, что в приграничных с РОссией регионах много машин на российском учете. Большинство из них принадлежат северянам, а значит, бензин остается в стране. Такая вот логика. Если Казахстан не будет укреплять границу, то отток топлива на рынок соседней страны приведет к дефициту бензина, - предупредил министр Бозумбаев. О ситуации доложено премьер-министру.
Канат БОЗУМБАЕВ, МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:
Второй путь - нарастить цены до уровня российских. Но я так скажу: это из области фантастики. Сделать такие цены - 250 тенге за дизель и 240 за бензин - это из области фантастики. В этом случае, конечно, правительству нужно будет какие-то меры принимать по субсидированию потребителей. Скорее всего, будем двигаться по первому пути, когда будем укреплять свои границы
Айгерим КУСАИНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
На этой неделе министерство энергетики планировало обсудить ситуацию на уровне правительства. Возможно, в скором будущем мы узнаем, какое в итоге решение будет принято: укрепление границ или повышение цен на топливо.
А. Кусаинова. Е. Мутыль.