Возможность самостоятельного решения по аборту в 16 лет без согласия родителей очень возмутила общественность. Норма, предложенная Минздравом, пока комментируется отдельными персонами. Резко отрицательно. Какой-то единой площадки, где стороны обсудили бы это нововведение, пока не создавалось. Но чиновники уверяют, что мнение население учтут. Свою позицию обозначили и представители ООН. Собственно на основе их данных и было инициировано снижение возраста для получения мед.услуг. Меруерт Жакиянова постаралась собрать отдельные фрагменты в виде мнений, данных и прогнозов в одну общую картину. Пазл получился все равно спорным. Сейчас на одной чаше весов международный опыт, на другой - общественное негодование. Возможность абортов с 16 летнего возраста без согласия родителей в положительном ключе комментируется только чиновниками Минздрава и международными экспертами. Общественные деятели, политологи, депутаты и даже сами медики высказываются резко против инициативы ведомства Елжана Биртанова.
Талгат КАЛИЕВ, ПОЛИТОЛОГ:
Молодым людям позволяем принимать такое решение самостоятельно, скрытно от родителей, в том числе, получается, это будет скрытно и от полиции, никто не сможет привлечь к ответственности человека, вступающего в связь с несовершеннолетней, условно педофилия.
По официальным данным, 70 % казахстанской молодежи начинают половые отношения ДО 15 лет. Как следствие - высокий процент абортов в стране. Только за 2016 год, по данным Комитета статистики, зафиксировано более 5 тысяч (5 626) случаев подростковой беременности. Из них каждая четвертая (24,8%) завершилась абортом. В данных цифрах подпольные операции не отражены. При такой ситуации в Минздраве видят выход не в борьбе с последствиями, а в работе на опережение.
Лязат АКТАЕВА, ВИЦЕ-МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК:
К сожалению, среди несовершеннолетних детей наблюдаются факты развития нежелательной беременности, которых можно избежать при обращении к специалисту, получение консультирования и применение контрацептивов.
В фонде ООН в области народонаселения, который и был инициатором новеллы, разъясняют, что норма касается не только абортов. По их данным, 30% молодежи в возрасте 15 - 19 лет сексуально активны, а значит, им нужны консультации, сдача анализов на венерические заболевания, а при необходимости и лечение.
Раймбек СИСЕМАЛИЕВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФОНДА ООН В ОБЛАСТИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ:
Все-таки главное здесь – это доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья и вообще к охране здоровья. Нет доступа к услугам, нет доступа к тем же контрацептивным средствам, нет доступа к нравственно-половому образованию. У нас в школах вообще не обучают нравственно-половому образованию.
Между тем, эксперты ЮНИСЕФ задаются вопросом, если с 16 лет дети поступают в колледжи, привлекаются к уголовной ответственности, строят свою семью и рожают детей, то почему не могут пойти в больницу без родителей. Свои слова подкрепляют статистикой. К примеру, в России возраст согласия начинается с 15 лет, а в соседнем Узбекистане и в 14-летнем возрасте.
Айгуль КАДИРОВА, КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ФОНДА ЮНИСЕФ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ:
И государствам рекомендовано максимально снижать данный возраст, потому что считается, что подросток способен получать такую информацию, способен понимать, и соответственно принимать решение.
Но все случаи, конечно, индивидуальны. Особенно, если речь заходит о прерывании беременности в раннем возрасте. Зачастую девочки не находят понимания и поддержки со стороны близких. Так произошло с Оксаной Иванченко. Забеременела. Рассказала родителям, которые заставили ее сделать аборт.
Оксана ИВАНЧЕНКО, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. АКТАУ:
Это рано или поздно будет видно. Когда я сказала, естественно был большой скандал, и мне сказали, что ты слишком маленькая, еще, оказывается, и глупая, поэтому никаких детей, и мне пришлось сделать аборт. Этого не забыть, и этот груз мне придется нести всю жизнь, и я очень жалею, что не подумала об этом раньше.
Жительнице Кызылорды Алмагуль недавно исполнилось 29 лет. Благополучно вышла замуж, но в семье до сих пор нет детей. Женщина призналась, что сделала аборт в 15-летнем возрасте. И с тех пор у нее начались проблемы со здоровьем.
Алмагуль, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. КЫЗЫЛОРДА:
Знакомые подсказали одного врача, я к ней поехала, отдала все деньги, которые были. И она без всяких раздумий убрала ребенка. Вышла замуж, но забеременеть так и не получается. С мужем каждый день ругаемся, он закатывает постоянно скандалы, говорит, что я – бесплодная. И все из-за того аборта. Врачи ж мне тогда ничего не сказали о последствиях, не отговорили.
Перекладывание ответственности и серьезные последствия для здоровья – основные причины, почему сами медработники выступают против инициативы Минздрава, считает профессор Толшын Укыбасова. Считает, что общество еще не готово к таким изменениям.
Толшын УКЫБАСОВА, ПРОФЕССОР НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА Г. АСТАНА:
У нас в стране и так вопрос бесплодия после абортов стоит довольно остро. Мы, к сожалению, пока ещё остаёмся страной, которая больше подвержена к такому методу планирования семьи, как аборт, чем к методам контрацепции. Поэтому с этой точки зрения я считаю, что мы по своей ментальности к принятию такого решения, чтобы разрешить девочкам-подросткам самостоятельно принимать решение о прерывании беременности, не готовы.
Государство со своей стороны предлагает молодежи превентивные меры. Сейчас в стране функционирует 95 молодёжных центров, где работают гинекологи, психологи и врачи – урологи. Только в Алматы их 8. Подросткам в центрах объясняют, как предохраняться и избегать инфекций, которые передаются половым путем. Нашумевшая норма пока еще обсуждается. Без учета мнения всех сторон, закон принимать не будут, поспешили успокоить население чиновники. Но вне зависимости от судьбы спорной инициативы, тревожная статистика говорит о необходимости принятия действенных мер.
Меруерт Жакиянова,Светлана Султангереева, Шарипа Сактапова, Анара Нуртазина