Тема геополитических конфликтов освещается нами уже в нескольких программах. Настолько напряженная ситуация, что журналисты буквально ежедневно выдают то или иное заявление политика. При этом высказывания эти далеко не дружелюбные. Наш международный обозреватель Анара Сюмбаева тоже внимательно отслеживает происходящее. Говорит, решение Дональда Трампа о выводе американского контингента из Сирии стало сюрпризом для всех. Но вот теперь началась битва между президентом и Конгрессом за деньги на строительство стены на границе с Мексикой. США погрузились в очередной шатдаун. Смотрим.
Владимир ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Путь потом не пищат, что мы добиваемся каких-то преимуществ.
Ангела МЕРКЕЛЬ, КАНЦЛЕР ФРГ:
Мы должны работать над замыслом, однажды создать настоящую европейскую армию
Си ЦЗИНЬПИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КНР:
От китайской стороны никогда не исходила военная угроза для Европы.
Эммануэль МАКРОН, ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ:
Необходимо создать собственные единые вооруженные силы, чтобы защищаться от Китая, России "и даже США"
Дональд ТРАМП, ПРЕЗИДЕНТ США:
Мы больше не мировые жандармы…
Эти реплики политических тяжеловесов мира уверенности в светлое, а главное в мирное будущее, конечно, не добавляют. Подобный словесный пинг-понг, иногда переходящий в конкретные действия с последствиями, мировая общественность наблюдает на протяжении всего 2018 года. Главным раздражителем сложившегося геополитического уклада аналитики называют американского президента Дональда Трампа, который под занавес уходящего года заявил о выводе войск из Сирии, частично из Афганистана, а на неделе, уже в Ираке, сказал, как отрезал: «США больше не могут быть в роли мирового жандарма» .
Дональд ТРАМП, ПРЕЗИДЕНТ США:
Америка не должна бороться за каждую нацию на Земле. Это не возмещается во многих случаях вообще. Если они хотят, чтобы мы сражались, они также должны заплатить цену. Несправедливо, когда вся ноша лежит на нас. Соединенные Штаты больше не могут выполнять роль мирового жандарма.
Внутри самой Америки обстановка тоже далеко не праздничная. Из-за политических противостояний без огней осталась главная рождественская елка. Причина в шатдауне. Президент Трамп настаивает на выделении 5 млрд долларов на строительство заградительной стены на границе с Мексикой. Конгресс же, точнее демократы в парламенте, готовы утвердить меньшую сумму. В итоге деятельность правительства приостановлена. А Дональд Трамп на уступки идти не намерен
Лестер МАНСОН, АНАЛИТИК ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И НАЦБЕЗОПАСНОСТИ:
Обе стороны готовы настаивать на своих приоритетах – даже, если из-за этого не работает правительство. Это очень разделенная страна. Демократы и республиканцы имеют ограниченное количество вопросов, в решении которых они соглашаются друг с другом. Пограничная стена была главным обещанием Трампа во время кампании в 2016 году. Я думаю, ему даже нравится противостоять кому-то. Ему нравится, когда кто-то жалуется.
Резкие, порой эмоциональные решения главы Белого дома, один из главных торговых партнеров Штатов – Китай – теперь воспринимает более болезненно. В этом году со стороны Поднебесной последовали даже ответные действия. Речь о торговой войне. Страны ввели взаимные пошлины в отношении друг друга. На сотни миллиардов долларов. Накал сбавил саммит G 20 в Аргентине, на полях которого Дональд Трамп и Си Цзиньпин пошли на мировую. Правда, идиллия продлилась не долго. Ситуацию осложнил неожиданный арест американскими властями финдиректора «Хуавей» и последующий бойкот продукции Apple в Поднебесной. На наш вопрос о возможных последствиях подобного противостояния двух супер держав посол КНР в Казахстане Чжан Сяо лишь философски заметил: «поживем - увидим».
Чжан СЯО, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ КНР В КАЗАХСТАНЕ:
Война никому не нужна и от нее пострадают все. Не только Китай. У китайцев есть пословица: Слова – это одно, а делать - это другое. Поживем – увидим.
Если вернуться к многострадальной Сирии, которую теперь покинет американский военный контингент, то положение осложняется прежде всего для курдов. Против них военную кампанию ведет Анкара. Кстати, именно после телефонной беседы с Реджепом Тайипом Эрдоганом американский лидер заявил о выводе войск. После этого в отставку ушел министр обороны США Джеймс Мэттис, ряд сенаторов подготовили письмо на имя президента с просьбой не делать столь поспешных шагов. Но, похоже, Трамп от своего курса не отступит. Между тем, в самой Сирии обеспокоены военным присутствием Турции.
Башар ДЖААФАРИ, ПОСТПРЕД СИРИИ В ООН:
Турецкая сторона должна была установить 12 контрольных полицейских пунктов на этих территориях. Но турецкие власти отправили 11 тысяч вооруженных людей. Турция должна вывести свои войска, но если они не понимают это дипломатическим путем, то мы будем прибегать к другим методам.
Об этом Башар Джаафари заявил на Астанинской площадке. Следующий раунд столица Казахстана будет принимать в феврале 2019. На сегодняшний день Астанинский формат, пожалуй, единственный, в рамках которого согласны обсуждать проблемные вопросы все стороны сирийского конфликта, включая военную оппозицию.
Досым САТПАЕВ, ПОЛИТОЛОГ:
Почему Астана более-менее для всех привлекательна? Потому что Казахстан – государство нейтральное в сирийской ситуации и в этом плане Астану многие признают в качестве некоего модератора, посредника. Но, в любом случае, Астанинская площадка намного лучше, чем Московская. Что касается Женевской, в основном участники, ориентируются на Запад.
Анара СЮМБАЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Конфликты, увы, становятся глобальными. И договариваться, особенно на фоне ядерной гонки стран, все сложнее. ОБ этом все чаще говорит и Президент Казахстана, призывая коллег к диалогу и компромиссу. Более того, Нурсултан Назарбаев отметил важность урегулирования международных разногласий путем совместного обсуждения лидерами ЕС, России, США и Китая. Дискуссию, на взгляд президента, можно провести в виде специальной сессии под эгидой ООН. Астана готова предоставить для этого площадку.