Қазақша Полная версия

Ежегодно в Казахстане проводят около 20 клинических испытаний лекарств и технологий, - Ректор КНМУ им.С.Асфендиярова

  • AstanaTV
  • 11 январь 2019
  • 3189


Ежегодно в Казахстане проводят около 20 клинических испытаний лекарств и технологий. Из них только два - казахстанские разработки, остальные - западные, рассказали телеканалу «Астана» авторы нового законопроекта, инициированного Минздравом. Согласно документу, который уже подписан Главой государства, тестирование лекарств можно проводить на недееспособных гражданах с их согласия. Таковых на сегодня в стране 10-ть тысяч, говорят правозащитники. Меруерт Жакиянова узнала, насколько в обществе готовы к подобным мерам.

Восьмилетний Мухамед-Али Султанбек - инвалид с детства. До недавнего времени мальчик не разговаривал. Но прошлогоднее лечение в Узбекистане дало результат. Сейчас он ходит в первый класс специальной коррекционной школы-интернат в Кызылорде. Опекун Мухамеда - бабушка Сагира - надеется на полное выздоровление внука. Ради этого даже на согласна испытании лекарств на мальчике.

Сагира БАЙМАГАМБЕТОВА, ОПЕКУН:

Я согласна на проведение экспериментов. Я думаю, что вреда от лекарств не будет. Они ведь все-таки ученые люди, столько знаний получили. А для моего внука это может быть шансом вылечиться полностью. И ради этого я на все пойду.

А вот руководитель столичного центра социального обслуживания «Нұрлы жүрек» брать на себя такую ответственность отказывается. Под опекой Серика Бупежанова - 123 ребенка. Родители этих детей в свое время были лишены прав, либо же отказались от них. Среди воспитаннико Серика малыши с тяжелыми умственными заболеваниями, аутисты, дети с синдромом Дауна и ДЦП. Опытный врач считает, что вопрос тестирования лекарств на недееспособных людях нельзя даже рассматривать.

Серик БУПЕЖАНОВ, ДИРЕКТОР КГУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «НҰРЛЫ ЖҮРЕК»:

Я как человек, как врач, врачом являюсь, как опекун, как руководитель учреждения не могу дать согласие на то, чтобы проводилась апробация каких-то новых лекарственных средств не только на детях, которые здесь находятся, вообще на лицах со сниженной критичностью или со сниженной дееспособностью. Это нельзя решать узко кому-то одному или какому-то отдельному комитету, отдельному ведомству. Это нонсенс.

После того, как в новом законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения» Минздрав предложил тестировать препараты на уязвимых группах населения, вокруг этой темы разгорелась жаркая дискуссия.

В список тестируемых, согласно документу, вошли беременные женщины, дети, заключенные и военнослужащие, а также недееспособные казахстанцы. И хотя чиновники заверили, что тесты будут проводиться только с согласия граждан, некоторые специалисты встали против данной нормы. Они считают, эту группу людей незащищенной, поскольку большинство их них в силу диагноза не могут принимать решения самостоятельно.

Разработчики же законопроекта обещают, что исследования лекарств будут проводить только на 3-й фазе, когда обычно уже есть положительные отзывы международных коллег. Они же утверждают, что именно на 2-й и 3-й фазах выявляют побочные действия. По словам одного из участников команды, работавшей над законопроектом, Талгата Нургожина, в Казахстане лекарства и новые медицинские технологии тестируют редко. Ежегодно проводится только порядка 20 исследований. И делают их в основном западные разработки. Казахстанских в год бывает не более одной или двух.

Талгат НУРГОЖИН, РЕКТОР КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. С. АСФЕНДИЯРОВА:

Все эти клинические исследования, которые проводились в Казахстане, все успешные. Я не знаю за последние пять лет неуспешных клинических исследований. Какие-то клинические исследования, которые планировались, например, заранее они закрываются в связи с выходом новых или других лекарственных препаратов, например.

По словам правозащитников, сейчас в Казахстане 180 тысяч граждан состоят на учете у психиатров. Еще 10 тысяч признаны недееспособными, находятся в спец. учреждениях. За этих людей по новому законопроекту согласие или несогласие будет выражать опекун. Юристы считают, в данном вопросе надо обратить внимание на зарубежный опыт.

Айгуль ШАКИБАЕВА, ЮРИСТ ОО «КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ им. К. ИМАНАЛИЕВА»:

Нужно создать целую систему помощников, как это принято в развитых странах, которые помогают человеку принимать решения. Это может быть не один человек, это может быть круг специалистов. И это решает суд, в какой помощи человек нуждается: в юридических вопросах, в социальных вопросах, в медицинских вопросах. И этот круг специалистов помогает ему принять правильное решение не во вред ему и его жизни.

Разработчики спорного законопроекта сообщили нашему телеканалу, что в состав рабочей группы входили все компетентные эксперты и были учтены все профессиональные мнения. Отмечу, что закон уже принят и в ближайшем будущем вступит в силу.

М. ЖАКИЯНОВА