Қазақша Полная версия

750 рабочих крупного завода месяцами не получают зарплату в Петропавловске

  • AstanaTV
  • 26 май 2019
  • 4742

С финансовыми сложностями столкнулись сразу несколько казахстанских предприятий, специализирующихся на машиностроении. Крупнейший завод в Центральной Азии, расположенный в столице, в год может выпускать до 120 колесных бронемашин. Но пока до этих показателей не дошел. Предприятию все сложнее погашать банковские кредиты. Хотя продукция не просто специфическая, а - стратегическая. Эти машины закупает армия. Помимо этого «Казакстан Парамаунт Инжиниринг» старается решать кадровый вопрос. Инженеров с необходимой квалификацией найти сложно. На севере страны ситуация куда более плачевная. Сотни работников петропавловского завода по сбору ж/д вагонов месяцами не получают зарплату. История закончилась забастовкой. Почему в машиностроительной отрасли с миллиардными оборотами самые низкие оплаты? Этот вопрос Алина Бржанова задала отраслевикам.

-У меня ребенок на юр.факе учится. Получается, два месяца не выплачивали зарплату, я не могу заплатить за учебу. 

В такой сложной ситуации оказались около 750 работников петропавловского завода. Крупнейшее предприятие «ЗИКСТО», выпускающее железнодорожные вагоны, полностью приостановило производство. И если в начале года заводчане получали половину оклада, то с апреля их вовсе оставили без денег. Отчаявшиеся люди устроили забастовку, требуя заработанное.

- Работа когда начнется?

- Возьмем с собственных средств. Вы однозначно получите зарплату за два месяца.

«Избранному» рабочие признались, увольняться не хотят. Но и оставаться без денег больше не могут. В целом предприятие задолжало своим сотрудникам порядка 95 млн. тенге, еще 40 млн. – за коммунальные услуги. Сложившуюся ситуацию руководство предприятия объясняет прекращением поставок сырья из России и отсутствием новых заказов.

Ренат ШАМСУТДИНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «ЗИКСТО»:

Обещает нам руководство переподписать контракты в июне. На повышение цены. Это все, что нам сказали. Потерпите немножко.

До кризиса предприятие выпускало до 1 000 вагонов в год. Основной заказчик «Казахстан Темир Жолы». Несмотря на 5-месячный простой, руководство «ЗИКСТО» обещает закрыть все долги перед рабочими до конца мая. С финансовыми трудностями столкнулся и крупнейший в Центральной Азии завод по выпуску колёсных бронемашин. «Казакстан парамаунт инжиниринг», открытый в 2015 году, из-за специфики своей продукции не получает льготные кредиты. К тому же банки не финансируют производство вооружения и военной техники. Приходиться брать кредиты под высокие проценты, что приводит к удорожанию продукции, - рассказали «Избранному» на предприятии. 

Жанбыршы ЖАКСЫБАЙУЛЫ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ТОО «КАЗАКСТАН ПАРАМАУНТ ИНЖИНИРИНГ»:

Мы берём кредит и брали кредит для реализации данного проекта на рыночных условиях у банков второго уровня, в коммерческих банках. И процентная ставка, она рыночная – в пределах 14-16%, что, конечно, очень накладно для нашего завода. Это накладывает определённые серьёзные финансовые трудности, это определённая финансовая нагрузка на наш завод.

В свое время столичный завод полностью создали за счёт частных инвестиций и заёмных средств. Основная его цель — обеспечить Вооружённые Силы качественной бронированной техникой. В год здесь могут производить до 120 военных машин. Сегодня предприятие полностью покрывает потребности казахстанской армии. Правда, кадровый вопрос все еще открыт. На рынке очень сложно найти специалистов такой квалификации. На заводе сейчас работают около двухсот человек. Маратбек Дуйсенбаев говорит, поначалу было трудно. Пришлось по чертежам разбираться в устройстве каждой машины.

Маратбек ДУЙСЕНБАЕВ, СЛЕСАРЬ СБОРОЧНОГО ЦЕХА ТОО «КАЗАКСТАН ПАРАМАУНТ ИНЖИНИРИНГ»:

Стараемся каждую деталь собирать на совесть. Понимаю, что от этого зависит безопасность не только пассажиров техники, но и нашей страны. Сейчас многие процессы автоматизированы, это облегчает работу. Но лучше несколько раз перепроверить, как закручена каждая гайка.

Квалифицированных инженеров ищут среди «болашаковцев» и в Назарбаев университете. Сегодня на предприятии работают выпускники престижных ВУЗов США, Европы и стран СНГ. Многие сотрудники проходили практику или обучение на крупных мировых заводах. Привлечь опытных специалистов можно высокой зарплатой. Но такая возможность есть не у всех предприятий. По данным отраслевого профсоюза, сегодня доход работников машиностроения в Казахстане один из самых низких в обрабатывающей промышленности. Объединение не раз обращалось в Правительство с просьбой ратифицировать Конвенцию Международной организации труда «Об установлении минимальной зарплаты», а также разработать новую методику оплаты труда. К примеру, в странах Европы уровень минимальной зарплаты варьируется в пределах 30-ти - 50-ти процентов от среднемесячной. В Казахстане этот показатель чуть более 20-ти процентов. В среднем, с учётом премий и доплат, работники получают около ста тридцати тысяч тенге. Отсюда и кадровый дефицит. В отрасли не хватает почти 20% специалистов. 

Каирбек КУСАИНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОО «ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФСОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»: 

Я задумался, почему у нас такие зарплаты. Например, «Азиа Авто», «КаМАЗ», «ПЗТМ». Объем 7-8 млрд. тенге. Большие деньги. А, получается, купили камаз, поставили на него оборудование. У нас малая доля работы. У нас сложилось так, что при СССР нам говорили «давайте хлеб», «поднимайте Целину», остальное мы вам поставим. После обретения независимости, машиностроение оказалось на самом низком уровне.

Отечественное машиностроение до сих пор в сложном положении. Многие предприятия, работающие по гос.заказу, в начале года всегда остаются без денег, рассказывает Кусаинов. Похожая ситуация и привела к забастовке на «ЗИКСТО». Ограниченный рынок также не способствует развитию отрасли. С одной стороны казахстанская продукция все еще не может конкурировать с иностранными аналогами, с другой - внутренний рынок не нуждается в больших объемах. А изготавливать технику поштучно – невыгодно.

Каирбек КУСАИНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОО «ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФСОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»:

Локализации должна быть. Нужно осваивать ту продукцию, которую мы можем сделать. Двигатель, задний мост не можем. Но остальные-то под силу. Это потому что у нас ограниченный рынок. Мы можем купить хороший станок, но куда мы будем сбывать эту продукцию. Поэтому идут издержки в этом направлении. Сейчас машиностроение составляет 1% от ВВП и почти 4% доли всей промышленности. В прошлом году денежный оборот в этой отрасли впервые превысил один триллион тенге. Казахстанские предприятия произвели продукции на 1 трл. 74 млрд. тенге.

Ержан ИМАНСЛЯМ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ КОМИТЕТА ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИИР РК:

Заводы «Казахстан инжениринг» выпускают продукцию, которая расходится за рубежом. Прорабатываем вопрос, чтобы отечественные операторы нефти закупали местную продукцию.

При этом в министерстве отмечают, что при правильном подходе можно увеличить экспорт. Но сначала нужно обновить производство: на старых станках невозможно производить продукцию, соответствующую международным стандартам. К примеру, на Западе многие процессы сборки уже выполняются роботами, а в Казахстане же автоматизация все еще идет со скрипом.

-Нам проще не изобретать велосипед, а купить станки и роботизированную технику. 

Алина Бржанова, Айгерим Кусаинова, Александр Вервекин