Қазақша Полная версия

Совершенно секретно: военные летчики рассказали на каких самолетах вылетали в Арысь и возвращали казахстанцев из Сирии

  • AstanaTV
  • 30 июнь 2019
  • 8197

В ликвидации последствий трагедии в Арыси в эти дни была задействована и боевая техника. Военных в пострадавший город перебрасывали на самолетах Эйрбас С — 295, поступивших на вооружение ВВС Казахстана в 2012 году, - рассказали Адилю Онербаеву. Сегодня на алматинской авиабазе сложно застать воздушные судна. Они не задерживаются здесь больше суток. Все на задании. Недавно летчики воинской части «53975» вывозили наших земляков из Сирии. «Избранное» о приметах летчиков и секретных заданиях

Они верят в приметы, не охотно говорят о боевых заданиях, больше времени проводят в небе, чем на земле. Военные летчики, охраняющие воздушное пространство страны. Воинская часть 53975 надежно укрыта от гражданских, хотя и расположена в черте Алматы. Чтобы попасть на территорию необходимо разрешение, сопровождение, обязательно сдать смартфоны. Об особых приметах летчиков нам рассказал командир экипажа Бахытжан Усибалиев. В первую очередь мы решили узнать, не мешает ли работе человеческий страх. 

Молодой летчик получил военное образование в школе Жас Улан, а затем уехал за знаниями в Турцию. Из почитаемых авиационных правил особенно придерживаются двух: не фотографируются  перед полетом и не поворачиваются спиной к кораблю.

Бахытжан Усибалиев, командир экипажа авиационной эскадрильи военно-транспортной авиации воинской части 53975:

Авиационные правила есть. Перед вылетом не фоткаться, не фотографироваться на фоне самолета, у других родов авиации до 12 часов должен побриться, спиной к самолету не поворачиваться. Это все-таки авиационные правила, которые видать в свое время кровью были написаны. Но есть очень плохая примета, которую мы придерживаемся, это не фотографироваться перед вылетом.


Назвать эту воинскую часть авиабазой очень сложно. На аэродромах не видно ни военных истребителей, ни других воздушных судов. Оказывается военная техника дольше одного дня здесь не стоит. А в связи с последними событиями в южном Казахстане количество боевых полетов заметно увеличилось. Во время записи интервью на полосе приземлился лишь один вертолет МИ-17, вернувшийся с задания. Меньше чем за час техники его проверили и дозаправили,  и борт вновь поднялся в небо. А вот самолеты все на заданиях.

Но и без авиационной техники, летчики не сидят без дела. Эти специалисты учатся на протяжении всей карьеры. При поступлении на вооружение новых самолетов, на них приходится обучаться вновь. Подполковник Джуманов сейчас осваивает навыки управления С-295 Аэрбас милитари. За его многолетний стаж работы это уже третий тип самолетов, который необходимо изучить. Раз в год полученные знания придется еще и подтверждать, так же, как и другим летчикам, говорит офицер.

Бахыт Джуманов, заместитель командира авиационной эскадрильи военно-транспортной авиации воинской части 53975:

На самолете С-295 достаточно командиров кораблей, помощников командиров кораблей. Они все проходили обучение в Испании на тренажерах, получили допуски, сертификаты. Они подготовленный личный состав, к ним вопросов нет, они также ездят в год, если не ошибаюсь, один раз.

В ликвидации последствий трагедии в Арыси были задействованы те самые С-295 – транспортные военные самолеты. В Шымкент в эти дни перебрасывали сотни военнослужащих. Вылеты Аэрбасов расписаны по часам. На следующий день нам все-таки удалось познакомиться с этими лайнерами поближе.

Адиль Онербаев, корреспондент:

Это и есть те самые С-295. Гордость ВВС Казахстана. На вооружение нашей страны эти лайнеры начали поступать с 2012 года, и с тех пор провели в небе уже больше 11 тысяч часов. Используют их для переброски личного состава на учения. Но бывают и срочные и, понятное дело, секретные задания.

На вооружении отечественной армии 8 самолетов такого типа. По своим характеристикам они далеко впереди советской авиационной техники. Возвращаясь к суевериям, ни у одного борта нет порядкового номера 13.

Именно на таких «Сишках» из Сирии вывозили граждан Казахстана. Эта операция была своего рода боевым крещением самолетов в составе ВВС нашей страны. Майор Темиргалиев командовал тем самым полетом. Вспоминает, что о задании узнал за 3 дня вперед, но держал все в секрете. Во время вылета сохранял спокойствие и старался не принимать этот полет за особенный. Спустя несколько месяцев, офицеры не имеют право раскрывать всю информацию.

Куанышбек Темиргалиев, командир авиационного отряда эскадрильи военно-транспортной авиации воинской части 53975:

На данный момент была секретная информация, задача поступила, у нас было время, чтобы подготовится. Не скажу, что были какие-то проблемы, прилетели, выполнили задачу и возвратились домой. Какой аэродром там был, это тоже секретно? – Это я тоже не могу сказать.

Работа казахстанских летчиков, выполняющих особые задания, остается важной и опасной. Каждый день сопряжён с рисками. Ведь небо ошибок не прощает.

А. Онербаев