Қазақша Полная версия

Семья убитого инспектора Е.Нургалиева до сих пор не получила обещанную квартиру

  • AstanaTV
  • 07 сентябрь 2019
  • 4074

Свою безнаказанность чувствуют не только насильники, для которых уже просят высшую меру наказания, но и браконьеры. У наших инспекторов нет даже средств связи. Им запрещено задерживать и применять оружие против промысловиков. А «охотники» за краснокнижными животными вооружены до зубов и передвигаются на внедорожниках, что позволяет им быстро скрыться с места преступления. И эти проблемы обнажились ни вчера и не сегодня. Браконьеры годами истребляют сайгаков, а рога вывозят за границу. На черном рынке килограмм продают до 2 тысяч долларов. Только представьте, каждому зоозащитнику приходиться охранять 9 тысяч гектаров земли. Инспекторы сутками живут в степи и в лютые морозы, пытаясь спасти исчезающую сайгу. Это Медет Нургалиев. Мы вместе с ним побывали на месте убийства его отца, которого жестоко расстреляли браконьеры. Как сегодня живут родные убитого егеря, расскажет Марина Иневатова.

Каждый свой приезд в родной аул Медет Нургалиев начинает с местного кладбища. Приходит к мазару навестить родного отца.  8 месяцев назад инспектор «Охотзоопрома» Ерлан Нургалиев погиб от рук браконьеров, защищая редких сайгаков Коргалжынского заповедника. Боль от потери не утихает до сих пор, рассказывает сын погибшего.

Медет Нургалиев, сын погибшего инспектора Ерлана Нургалиева:
 
Смерть отца изменила многое и в моей жизни, и в судьбе других инспекторов.  Очень хочется, чтобы на их работу обратили внимание, чтобы труды не пропадали. Охранять животных очень непросто. Я видел работу отца. День и ночь на посту, в степи, в любую погоду. Надо бороться не только с браконьерами, но и с тем, кто скупает рога.  Нужно ловить тех, кто продает богатства нашей Родины.

 
Коргалжынский государственный природный заповедник охватывает почти 550 тысяч гектаров земли. По последним данным здесь обитает почти 20 тысяч голов сайги. В дни миграции животных становиться меньше, но проблемы возрастают. На охоту выходят браконьеры.

Весь заповедник охраняют всего 64 инспектора. В среднем на каждого приходиться по 9 тысяч гектаров угодий. Территория невообразимо огромная. Живут в степи неделями, защищая сайгу от промысловиков.

В ту ночь, когда погиб Ерлан Нургалиев, они так же вместе с напарником охраняли краснокнижных. Неожиданно наткнулись  на следы преступников. Погоня закончилась перестрелкой. Инспектор умер по пути в больницу. Коллеги и друзья погибшего рассказывают, что часто ходят по «лезвию ножа». Преступники их не даже не боятся. Инспектору нельзя применять оружие, задерживать нарушителей в заповеднике. А машину осматривают только по согласию водителя!

Аманжол Апенов, инспектор Карагандинского опорного пункта центрального регионального филиала РККП «Охотзоопром»:
 
Громкоговорящей связи нет. Мигалки нет, специальных полос на машину нет. Все хотелось бы узаконить. Мы не имеем право задерживать, только останавливать. Ждем полицию иной раз 3 часа. Сутки могут ехать. В зависимости от отдаленности. мы же в степи.

Далеко в степи без свидетелей и помощи, ситуация часто выходит из-под контроля. Медет Нургалиев вспоминает, как часто сидя на берегу реки, они с отцом часами говорили о сайгаках, которых беспощадно истребляют. Отец сильно переживал за убийство редких животных, признается Медет.

Медет Нургалиев, сын погибшего инспектора Ерлана Нургалиева:

Отец был мои кумиром, примером. Говорит, что есть бригады, которые он хотел поймать. Они отстреливали сайгу. Из-за слабой техники не могли догнать их, он все рассказывал. Все браконьеры сейчас ездят на последних моделях Ленд крузерах, на мощных автомобилях. По сравнению с техникой инспекторов.

Директор Коргалжынского заповедника говорит, что поддерживать численность степных антилоп непросто.  Браконьеры часто нападают на животных по пути миграции в неохраняемые зоны. Срезают рога самцов, иногда растирают их в порошок и так вывозят за пределы республики - в Китай и Россию. По некоторым данным для изготовления лекарства. Сейчас в Казахстане осталось всего 234 тысячи голов сайги.

Аскар Сексенбиев, директор Коргалжынского государственного природного заповедника:

Приведенная мною цифра могла бы возрасти, если бы не было основных преград – убийства браконьерами.  зимой громкое преступление было, около 110 голов сайги было отстреляно браконьерами. Общий ущерб составил более 1 миллиарда 200 миллионов тенге.

Браконьеров не останавливает ни человеческая кровь. На черном рынке на килограмм рогов можно получить до 2 тысяч долларов. Слепая жажда наживы преступников недавно лишила жизни еще одного инспектора - Каныша Нуртазинова. У него осталось 4 детей. В своем первом послании Президент Касым - Жомарт Токаев отметил, что браконьерство уже превратилось в большую преступную группировку, которую нужно остановить. Среди них исполнители, скупщики и покупатели рогов.

Касым - Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

Недавние трагические события вскрыли и проблему браконьерства, как опаснейшей формы организованной преступности. Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира. …браконьерство пустило глубокие корни, в том числе при попустительстве правоохранительных органов. Браконьеры безжалостно уничтожают природу. Поручаю Правительству в течение двух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.

Погибших инспекторов представили к награде «Барыс». Смущаясь, семья погибшего Ерлана Нургалиева рассказывает, что пока не получила обещанной денежной помощи и квартиру. Последний третий внук инспектора по невероятному стечению обстоятельств, появился на свет  в день его рождения 30 января. Мальчика назвали  в честь деда – героя.

Корлан Абайдуллакызы, жена погибшего инспектора Ерлана Нургалиева:
 
Каждый день вспоминаю, 8 месяцев прошло, а как вчера случилось. Мы потеряли хорошего, заботливого отца и мужа.  Никому зла не сделал, все знают его как порядочного человека.  Очень начитанный был, много изучал литературы о животных. Он должен стать для молодежи примером.

Марина Иневатова, корреспондент:
 
По делу Ерлана Нургалива задержаны 7 человек. В Караганде уже  прошли предварительные судебные слушания  по громкому делу. Все подсудимые - жители Кызылординской области, многодетные отцы. Троим инкриминировали статью «Убийство», остальным - «Незаконную охоту». Все подсудимые заявили, что невиновны. И дело отправили на доследование. Сколько оно продлиться еще неизвестно.

М. Иневатова