Қазақша Полная версия

Покупка самолетов может обанкротить авиакомпании, - эксперт о поддержке Правительства

  • AstanaTV
  • 07 сентябрь 2019
  • 3158

В Казахстане вновь заговорили о дорогих авиабилетах. Пока рост цен остановить никто не может. Лишь после критики президента министры вдруг «зашевелились». Теперь думают, как бы сделать перелеты дешевыми для пассажиров. Оказывается, наши люди покупают билеты в три раза дороже, чем в Европе. Национальные перевозчики жалуются на высокие сборы аэропортов, последние недоумевают. Говорят, что это никак не влияет на стоимость билетов. На рынке нет никакой конкуренции, а авиакомпании делают что хотят. И этот спор уже длится очень давно, а решения нет. Простому потребителю приходиться постоянно переплачивать. На днях выяснилось, что в стране не хватает самолетов и Правительство снова собирается оплатить расходы перевозчиков. Но эксперты опасаются, что это может обанкротить авиакомпаний. Анара Нуртазина разбиралась в теме.

Жительнице Алматы Акерке Ормановой по долгу службы часто приходиться летать в другие города. Помимо этого пару раз в неделю девушка ездит к родственникам в Шымкент. Перелеты сильно «бьют» по карману, - рассказывает Акерке. Цены продолжают расти.

Акерке Орманова, жительница г.Алматы:

В последний раз я купила билет на «Эйр Астану», летала в Шымкент к родственникам, на мероприятие, билеты были от 25 тысяч в одну сторону. Чем ближе к сроку вылета, они могут быть дороже – от 50 до 100, а то и выше.
 
На заоблачные цены жалуются не только пассажиры. На неделе свое недовольство высказал и Президент страны. Выяснилось, что стоимость авиабилетов завышена почти в три раза.
 
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

Вызывает вопрос, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздо дороже? Порой до 30% дороже, чем в Европе. 

Авиакомпании готовы перевозить пассажиров дешевле. Но только в случае снижения тарифов за услуги аэропорта и при отмене налоговых сборов. Пока не в силах поменять ситуацию и казахстанцам придется летать по высокой стоимости.

Ерболат Байсалыков, директор по управлению доходами АО «Air Astana»:
 
Объем пассажиропотока очень большой. На примере "Fly Arystana" в августе средняя загрузка составила 96%. Емкости ограничены, всплеск пассажиропотока увеличивается. Это влияет на ценообразование, цены самой на билет.

В случае, если государство одобрит предложение авиакомпании, международные перелеты подешевеют, следом и внутренние рейсы на 20 процентов. Правда, когда это произойдет, пока неизвестно. В Правительстве так не считают. Основная причина дорогих авиабилетов в стране в нехватке самолетов, заявил Женис Касымбек. И без того «богатым» перевозчикам, работающим не в пользу своих клиентов, еще и дадут лишних денег.

Женис Касымбек, заместитель премьер – министра РК:
 
Дефицит провозных емкостей и нехватка воздушных судов для удовлетворения имеющегося спроса. Планируется дополнительная капитализация авиакомпаний «Air Astana» и «Qazaq Air» с целью увеличения парков воздушных судов.

Помощь государства национальным перевозчикам еще больше ухудшит ситуацию, уверены эксперты. Большинство компании просто закроются. Завышают цены на билеты в выходные и праздничные дни. «В остальное время из-за слабого спроса самолеты будут простаивать», - говорит Денис Кривошеев.

Денис Кривошеев, экономический обозреватель:

Да, у нас не хватает мощностей в определенные даты, как я уже говорил. Но увеличение этих мощностей приведет к более быстрому банкротству транспортных компаний. Потому что в остальные дни спроса такого на эти мощности нет. Их нужно содержать, людей, которые там работают, содержать.

Чиновники собираются удешевить авиабилеты и за счет снижения цены на топливо. Хотя Казахстан уже не закупает керосин за рубежом и обеспечивает горючим себя сам. Но пока кабмин «кормит» только обещаниями, а на деле все очень плачевно. 
 
Роман Скляр, министр индустрии и инфраструктурного развития РК:

Мы его теперь не закупаем за рубежом. Наши заводы его производят в достаточном количестве. Вопрос регулирования стоимости будет решен в ближайшее время.

В аэропорту Алматы не желают быть «козлами отпущения» и категорически не согласны с обвинениями «Эйр Астаны». Говорят, что на рынке нет никакой конкуренции. Но зато есть лоббирование отдельных авиакомпании. Пора допустить на наш рынок других иностранных перевозчиков. С их появлением у населения будет хоть какой-то выбор.

Арнат Ахметжанов, руководитель Управления тарифной политики и финансового контроля АО «Международный аэропорт Алматы»:


Тогда будут и низкие цены, будут открыты новые маршруты, новые направления. Увеличит передвигаемость граждан.

Анара Нуртазина, корреспондент:

Все эти годы авиакомпании жаловались на высокие сборы в аэропортах, снимая с себя всю ответственностью. Но как выяснилось, те самые сборы занимают малую часть долю и почти не влияют на стоимость авиабилетов. За последние 3 года в воздушную гавань Алматы вложили почти двадцать миллиардов тенге. Но в тарифы, а их пересматривали десять лет назад, сумма не включена и аэропорт несет убытки.

Арнат Ахметжанов, руководитель Управления тарифной политики и финансового контроля АО «Международный аэропорт Алматы»:


Авиакомпании объясняют причину дороговизны билетов тем, что связывают с расходами аэропортов. Но если углубиться и разобраться в этих вопросах, то будет понятно, что в структуре стоимости авиабилетов расходы аэропорта занимают от 3 до 7%.

 
Казахстанцы, уже привыкшие к дорогим билетам жалуются и на сервис отечественных авиакомпании. Недавно «Казах эйр» перенес время вылета. Но пассажиры не успели вылететь транзитом в другой город. А компания вместо того, чтобы вернуть сумму, предложила перебронировать билет.

Перенесли время вылета на 18:40, а вылет должен был в обед быть. Примерно на 4 часа. Мы не успеваем в любом случае. Я не могу выразить другими словами все свое недовольство. Никак эта компания не идет на встречу своим постоянным клиентам.

Другая проблема — искусственный дефицит ж/д билетов. С такой проблемой столкнулся астанчанин Юрий Юдин. Во время отпуска мужчина решил навестить родителей в Талдыкоргане. С покупкой обратного билета решил повременить и купить в день отъезда. Но на кассе ему сказали, что билеты раскуплены на неделю вперед.

Юрий Юдин, житель г. Нур-Султан:


Мне нужно было вообще 1-го числа быть на работе. А получилось так, что билетов не было 31-го, когда мне надо было выезжать. Получается, я уже на 5 дней опоздал на работу, задержался. Поэтому выезжаю сегодня.


В КТЖ дефицит билетов объясняют нехваткой вагонов. Их всего 2 тысячи по стране. Почему в нацкомпаний об этом задумались только сейчас непонятно. 

Айгуль Абуталипова, директор по продажам АО «НК «Қазақстан Темір Жолы»:

Нам необходим сейчас закуп новых вагонов для того, чтобы в первую очередь, эту проблему решить, чтобы население обеспечить достаточным количеством вагонов.
 
Билеты скупают и перекупщики. Поймать их практически невозможно. Это понимают в КТЖ. Ситуацию не спасает даже электронная продажа. Посредники находят новые лазейки.

Айгуль Абуталипова, директор по продажам АО «НК «Қазақстан Темір Жолы»:

Мы так полагаем, они могут работать даже не с билетными кассирами, они могут работать с проводниками, то есть, как подсадчики. Вы знаете, у нас безбилетный провоз, с которым мы активно сейчас боремся, очень даже успешно, но на местах остались еще моменты, когда проводник сажает без билета, к сожалению.

Пока жестко не возьмутся за проводников, бороться с безбилетниками нет смысла, считает юрист Сергей Уткин.

Сергей Уткин, юрист:

Служба безопасности аэропорта. Разве можно пройти с авиабилетом каким-нибудь подделанным, чтобы не соответствовал? Бесполезно. А почему? Потому что так все устроено нормально. А почему в КТЖ все сделано так, что можно пройти. Проводников надо контролировать.

Повторяется история прошлых лет. Стоит населению пожаловаться на дорогие авиабилеты, Правительство тут же начинает вливать деньги в национальных перевозчиков. Это приведет лишь к банкроту, уверены эксперты. Пока идут споры и решают сколько самолетов нужны стране, казахстанцам придется свыкнуться к «заоблачным» ценам на авиабилеты и постоянно сталкиваться с искусственным дефицитом. 

А. Нуртазина