Казахстан вошел в первую десятку стран по количеству абортов среди несовершеннолетних девушек. Только в прошлом году забеременели 6 тысяч школьниц, больше половины из них избавилась от плода. Но врачи предупреждают, что раннее прерывание беременности приводит к тяжелым последствиям и в будущем многие женщины не могут иметь детей. Некоторые случаи и вовсе заканчиваются смертью. Подростки, оказавшиеся в «интересном положении» не хотят идти в больницу и совершают аборты при помощи таблеток. Эти препараты можно свободно купить в каждой аптеке. На самом деле проблемы начинаются в семье. Казахстанские родители даже не беседуют со своими детьми на интимную тему. А это помогло бы избежать криминальных абортов. Алина Бржанова рассказывает.
Случайное знакомство, долгие ухаживания и обещания вечной любви. Жизнь Анастасии какое-то время напоминала настоящую сказку. Теперь же девушке приходится скрывать свое лицо и настоящее имя. Боится, что ее узнают родители или близкие. Возлюбленный Насти вскружил юной красавице голову. Обещал жениться, как только появится возможность. Но, узнав, что девушка беременна, тут же пропал. На тот момент ей было всего 16.
Сейчас нашей героине 19. Но о своей беременности рассказать родителям она так и не осмелилась. Теперь Настя учится в университете, и мечтает о большой семье. Только вот сможет ли она испытать радость материнства? По данным экспертов ни один аборт не проходит без последствий. Из тысячи бесплодных женщин 50 признаются, что когда-то прерывали беременность. Но это только официальная статистика. Есть те, кто походу к врачу предпочитает домашние методы. Что порой приводит к совсем неожиданным последствиям.
Нуржан Айсабаева, заведующая отделением Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии:
Это обязательно заражение крови, на лучший случай она остается без матки, но бывают и летальные исходы. Потому что неизвестно в каких условиях находятся женщины, неизвестно какие катетеры вводятся в полость матки, какие растворы они используют. Женщина чтобы избавиться от позора от беременности идет в такие места и обречена на такой способ прерывания беременности, чтобы никто только не услышал.
Многие пострадавшие делали аборт в подростковом возрасте. Только в прошлом году из 6 тысяч беременных школьниц больше половины решили прервать ее. В основном, это юные жительницы Карагандинской, Актюбинской и Мангистауской областей.
По данным независимых опросов, из полутора тысяч подростков 16% отмечают, что были беременны. Искусственные аборты делали 22% девушек, еще 2% прервали беременность в домашних условиях.
При этом, Всемирная организация здравоохранения разрешает аборт только до 22-х недель. В Казахстане же беременность прерывают в основном до 12-ой недели. После уже требуется хирургическое вмешательство. Что в любом случае оставляет отпечаток на репродуктивном здоровье женщины. Среди основных причин абортов - медицинские показания, проблемы развития плода и социальные факторы.
Айгуль Дюсембаева, акушер-гинеколог:
Любое прерывание беременности – это агрессия в отношении женского организма. Наиболее щадящий способ – применение препаратов. Это наиболее щадящий из всех методов, но он тоже небезопасный. Он также имеет свои риски и осложнения.
Алина Бржанова, корреспондент:
В Казахстане препараты для прерывания беременности продаются в аптеках и только по рецепту врача. Их он выписывает после личного осмотра. Сейчас мы узнаем, насколько эти правила соблюдаются в столице.
Мы обошли десятки аптек, во многих «таблетки от беременности» не нашлось. В других, препарат отказались продавать без рецепта врача. Но нас удивило другое. Большинство фармацевтов с удовольствием рассказали о последствиях таких «лекарств». И посоветовали обратиться к специалистам.
Но не везде работают такие ответственные специалисты. Мы попросили Настю устроить контрольную закупку. Девушка с легкостью приобрела нужный препарат в первой же аптеке. Правда пользоваться такими экстремальными методами девушка больше не хочет. Боится за свое здоровье. А вот волноваться следует фармацевту. За ненадлежащее выполнение обязанностей в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность. Ежегодно десятки таких специалистов оказываются за решеткой.
Гульдана Жармагамбетова, адвокат:
Они нарушают законодательство, идут на поводу у эмоций, либо на ментальном. Но если разбирать каждую ситуацию, то любой фармацевт должен руководствоваться своими профессиональными знаниями. УК РК предусматривает ответственность самих специалистов, которые проводят аборты. У них должны быть соответствующие знания, соответствующая лицензия.
К тому же проводить аборты врачи могут только совершеннолетним. Подросткам же требуется присутствие родителей или опекунов. Многие школьницы просто боятся рассказывать о случившемся дома, поэтому и прибегают к криминальным абортам. Прошлой осенью Министерство здравоохранения выступило с инициативой разрешить девушкам с 16 лет самостоятельно принимать такие решения. Но позже, ведомство отказалось от этой идеи. Общественность и медицинское сообщество так и не сошлись во взглядах на проблему.
Айгуль Дюсембаева, акушер-гинеколог:
Конечно, на высоте эмоций, ребенок не всегда может принять правильное решение. Чаще всего так и бывает. Даже если решили делать аборт, это должно пройти в цивилизованных условиях, в мед.центрах, в больнице. Затем девочка должна находиться под наблюдением.
А пока Казахстан в первой десятке по количеству абортов среди несовершеннолетних. Ни особая ментальность, ни религиозные предпочтения не в силах исправить печальную статистику. Специалисты уверены, все проблемы начинаются с семьи. Отсутствие контакта между родителями и детьми, табу на интимные темы – все это основные причины подростковой беременности.
Нуржан Айсабаева, заведующая отделением Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии:
Надо просвещать этих девочек, проводить какие-то занятия в школе. Чем нежелательная беременность, пусть лучше они будут просвещены о методах контрацепции. Родители сами должны работать со своими подростками. И с девочками, и с мальчиками. Надо говорить, пусть лучше предохраняются, чем пойдут и будут прерывать беременность где-то тайно.
Острее эта проблема ощущается в селах. Подростки не хотят, чтобы их личная жизнь стала достоянием общества. В одной из наших программ мы уже рассказывали, что от безысходности им приходится предохраняться целлофановыми пакетами. Эксперты уверены, доступность контрацептивов помогла бы исправить печальную статистику.
Галина Гребенникова, акушер-гинеколог, исполнительный директор казахстанской Ассоциации по репродуктивному здоровью:
В городе девочка может спокойно пойти в аптеку, то в сельской местности это станет известным фактом для всех. Мы спрашивали мальчиков на юге страны, использовали ли они презервативы. Один мальчик сказал, что пошел в аптеку и ему отказали. Говорят, когда будет 18 – тогда и приходи. Что делать такому ребенку?
С мнением специалистов согласны и психологи. Во многих семьях разговоры о половой грамотности смущают не только детей, но и самих родителей. Это ставит подростков в тупик. Им не у кого спросить совета, а знания из интернета или от друзей полны мифов.
Ольга Осипова, психолог:
Очень много тревоги, очень много незнания, очень мало опор, те, которые в интернете опоры, они не приводят к такой устойчивости к такой крепкой самооценке, нежели кто-то из уважаемых, авторитетных людей, кто бы рассказал им как это действительно в жизни. Не надо считать подростков взрослыми людьми. Им нужны взрослые с какой-то ясностью, четкостью со своим опытом.
Не менее важно, чтобы каждая будущая мама могла получить качественные медицинские услуги. По данным ВОЗ, в странах, где женщины имеют доступ к безопасным абортам, материнская смертность не превышает 1 на 100 тысяч вмешательств. В Казахстане же этот показатель пока значительно выше.
А. Бржанова