Қазақша Полная версия

Новорожденный ребенок казахстанки умер в Сирии

  • AstanaTV
  • 19 октябрь 2019
  • 3978

Пока этнические казахи ищут убежище на исторической Родине, стала известна дальнейшая судьба возвращенцев из Сирии. 15 казахстанцев, воевавших на стороне террористов, получили реальные тюремные сроки. Уголовные дела засекречены. Известно только то, что они состояли в отрядах запрещенной в Казахстане группировки ДАИШ. Героини нашего репортажа — жены бывших боевиков. Они бросили учебу, продали все имущество и вместе с маленькими детьми отправились на верную смерть. В «горячую точку» мужья их вывезли обманом, пообещав рай на Земле. НО на самом деле жизнь в Сирии была похожа скорее на ад, признаются казахстанки. Репортаж Алины Бржановой.

Так Альбина Мансурова вспоминает свои будни в Сирии. Бесконечные взрывы, обстрел мирных кварталов, смерть и реки крови. До своего переезда она по-другому представляла себе жизнь на Ближнем Востоке. Была обычной девушкой, училась в университете на хореографа, часто проводила свободное время с подругами. На втором курсе у Альбины появился интерес к религии. Она стала читать намаз, а потом познакомилась с будущим мужем.

Альбина Мансурова:


Мы обычные мусульмане были. Я сразу так не покрывалась. Потом муж сказал, что нужно одеваться в черное. Он приноси мне религиозные книги и лекции, я их читала.

Он же и увез Альбину с двумя детьми в Сирию. Родным пришлось соврать, что семейство едет в Турцию на отдых. Только вот вместо пляжей и моря они оказались в зоне боевых действий. Сначала Альбина не понимала, что происходит. Муж запрещал ей выходить из дома.

Альбина Мансурова:

В октябре я родила сына. В год и 10 месяцев он сильно заболел. Была кишечная инфекция. Он болел 4-5 месяцев и умер от этой болезни. Спустя месяц умер его отец. В ходе авиаудара. Этот момент я никогда не забуду. Это было очень сложно для меня.

Похожая история и у Айданы Максим. Муж заставил ее уехать из Казахстана, а сам пропал на семь месяцев. Все это время, хрупкой женщине пришлось одной воспитывать детей и выживать в полной антисанитарии и безденежье. Помощи ждать было не откуда, рассказывает Айдана. Она надеялась, что муж все-таки вернется. Правда, тогда, она и не подозревала, что связала свою жизнь с террористом.

Айдана Максим:

Я увидела кадры с подготовки боевиков. Среди них узнала своего мужа. Потом я поняла, чем он занимается. Боялась, что и меня за это посадят в тюрьму. Все чаще приходили сводки, что многих наших знакомых убили. Поэтому я решила уехать.

Но уехать из зоны боевых действий одинокой женщине с детьми непросто. Айдана решилась рассказать о случившемся своей маме. Родные помогли им отыскать дорогу домой. А вот Альбине с детьми пришлось сдаться курдам. Тогда они обе уже понимали, справедливый мусульманский мир  – всего лишь выдумка. И в Сирии ислама точно нет.

Альбина Мансурова:

Хотела уехать оттуда, потому что видела, что там нет будущего. Не для детей, ни для меня. Хотела уехать, потому что видела, что там нет религии. Это была политика, которая прикрывалась религией, прикрывалась исламом.


Зачастую, отправляясь в зону боевых действий, казахстанцы не знают, на что идут. Опытные вербовщики затуманивают их разум. Взрослые мужчины и женщины бросают работу, распродают имущество и отправляются на верную смерть. И лишь оказавшись в зоне боевых действий понимают, что попали в ад.

Нашим героиням повезло. В то время Казахстан как раз начал масштабную гуманитарную операцию «Жусан». Ее подробности спецслужбы не раскрывают до сих пор. Слишком много на кону жизней, которые им еще предстоит спасти. За год из Сирии им удалось вывезти около 600 казахстанцев, большинство из которых дети. Зачастую, в итоге их отправляют в детские дома или к опекунам. А вот взрослым предстоит отвечать за свои поступки. После долгих разбирательств, 15 человек осудили за участие в террористических актах.

Аркен Абдугали, официальный представитель КНБ РК:

10 мужчин и 5 женщин из числа возвращенных лиц уже осуждены к различным срокам лишения свободы по факту участия в деятельности международной террористической организации ДАИШ, которая запрещена в Казахстане.

А тех, кто оказался чист перед законом, ждет долгая реабилитация. В специальных центрах им оказывают необходимую психологическую и медицинскую помощь. Только после этого они могут вернуться к себе домой.

Мухтар Кул-Мухаммед, депутат Сената Парламента РК:

Мы возвращаем наших граждан из Сирии. Эти люди когда-то приняли неверное решение. Они ошиблись. Эта операция – верное решение. Потому что они – наши соотечественники. В то же время, если человек совершил преступление против человечества, а терроризм как раз относится к таким вещам, то в такие моменты надо применить нормы закона.


Также в ближайшее время станет известна судьба еще 14 человек. В КНБ сообщают, что завершили очередное уголовное дело. Все эти люди состояли в отрядах ДАИШ и воевали в «горячей точке».  

А. Бржанова