Алматинские водители автобусов нашли новый способ обмана электронной системы «Оңай». Для сбора наличных денег с пассажиров они просто отключают терминалы оплаты проезда, - рассказал нам директор транспортного холдинга Алматы Садир Хамраев. По его подсчетам, от таких махинаций автопарки ежедневно теряют до 5 млн-ов тенге.
Адиль Онербаев, корреспондент:
Электронная карта «Оңай», прикосновение с терминалом, оплачено! К этой системе алматинцы уже привыкли. Но, как выяснилось, не во всех автобусах города она прижилась. Некоторые водители автобусов всеми способами стараются отключить электронные терминалы.
Дифференцированный тариф в общественном транспорте мегаполиса действует 2 месяца. Прибыль от наличной оплаты для водителей неплохая - с одного пассажира 150 тенге, но фиксируют эту оплату далеко не все.
В основном берут деньги, а чек не дают. Кондуктору говоришь, дайте чек, проверяющие придут, я им что скажу? А они все твердят одно, придут, сами скажем, сами ответим. И контрольная служба действительно понимает и не штрафует. В основном один из двух терминалов не работает в старых автобусах.
Все факты недобросовестной работы водителей автобусов фиксируют в онлайн режиме в транспортном холдинге. По отсутствию сигнала можно вычислить номер автобуса, но наказать самого водителя контролеры не могут. Да и перекрыть доступ к системе питания терминала невозможно, говорят специалисты.
Садир Хамраев, директор ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы»:
Практически это невозможно сделать, так как подвижная единица, то есть любое оборудование имеет источники питания, а источниками питания сегодня является автобус, его транспортная сеть этого автобуса. Он может просто этот провод отрезать или оторвать его с корнями, ну, и соответственно отключается питание. Я думаю, что это практически невозможно исключить. Но тем не менее сейчас при таких фактах мы отправляем письма соответствующие, претензии к компании-перевозчику.
Перевозчики из-за таких махинаций, по подсчетам Садира Хамраева, ежедневно недосчитываются 5 млн тенге. Директора автопарков пополняют этот пробел вычетами из зарплат: каждое отключение терминала и водитель лишается 5 тысяч тенге. В целом переход на дифференцированную тарифную оплату доказал свою эффективность, уверяют в городском акимате. Доходы перевозчиков выросли в несколько раз.
Сегодня автопарки зарабатывают в день 56 млн тенге. 97,3% пассажиров пользуются электронной системой оплаты и лишь 2,7% оплачивают проезд наличкой, от общего объема выручки это 3,5 млн тенге, еще около 5 млн оседают в карманах водителей. На вырученную прибыль перевозчики решили обновить свой автопарк. До конца года компании планируют приобрести 254 новых автобуса, акимат инициативу поддержал и тоже раскошелился на 300 автобусов.
Максут Исахов, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы:
Более менее хорошие автобусы, мы считаем, в коммунальных парках, это троллейбусный и 3 наших автопарка, они составляют 53% перевозки города. И 300 автобусов, которые мы сейчас купили, придут до конца года. Таким образом, долю хороших автобусов мы намерены довезти до конца текущего года до 70%.
Адиль Онербаев, корреспондент:
В планах местных властей также увеличить протяженность автобусных полос и внедрить новшество по бесплатной пересадке пользователей электронных карт оплаты проезда.
Адиль
ОНЕРБАЕВ