Қазақша Полная версия

Переход на международные стандарты топлива избавит Казахстан от дефицита на авиакеросин, -IATA

  • AstanaTV
  • 01 октябрь 2017
  • 1407

Вновь гражданская авиация. Пока в стране разбирались с безопасностью полетов после многочисленных ЧП в воздухе, обнажилась другая проблема. Крупные авиаперевозчики сообщили о возможности срывов регулярных рейсов. Запасы керосина на исходе, российские НПЗ, от которых зависит наш рынок, не спешат с поставками, а Минэнерго вопрос не решает. Это основные месседжи для чиновников. Последние среагировали с некоторым раздражением. Мол, не стоило "Эйр Астане" выносить сор из избы. После, всю неделю СМИ наблюдали довольно занятную переброску заявлениями. Российские чиновники сказали, что все бумаги отправили и ждут подписания со стороны казахстанской стороны. Наш минэнерго на это ответил, что тоже все подписал. И теперь ждем поставок. Получается, авиакомпании зря волнуются. Но от слов ситуация, конечно, не меняется. Этот вопрос требует решения. И оно известно - модернизация НПЗ. Об этом говорят последние лет семь точно. Но воз и ныне там. Проблему нехватки авиатоплива можно решить и за счет перехода на международный стандарт, - рассказал нам Глава IATA в Казахстане Джордан Карамалаков. После бесед с рядом специалистов Анара Нуртазина задалась вопросом: если варианты есть, то почему ответственные чиновники затягивают с решением?

Так выглядит крупнейший нефтеперерабатывающий завод России – «Газпром нефть». Предприятие ежегодно перерабатывает свыше 20 миллионов тонн нефти и является лидером по производству авиакеросина. Всего на территории России функционируют 32 крупных НПЗ и ещё 80 мини-заводов. Все они сейчас нацелены на обеспечение топливом внутреннего рынка. Объем потребления авиатоплива в России в последнее время увеличился на 30%.

Такой рост потребления  в соседней стране повлиял на рынок Казахстана. Нам  стали поставлять меньше, а судя по сообщению национального перевозчика «Эйр Астаны», которое в начале недели возымело эффект разорвавшейся бомбы, импорт со стороны России и вовсе прекратился. Это поставило под угрозу полеты. Но, сегодня уже воскресенье, информации об отмене рейсов пока не было. Поэтому,  вполне возможно, что авиакомпания просто хотела обратить внимание чиновников на этот вопрос, - полагают некоторые аналитики.

Руслан Джакутов, супервайзер Департамента по управлению топливными ресурсами АО «Air Astana»:

Компания ПАО «Газпром нефть», которая является основным поставщиком, сообщила о полном приостановлении поставок и возобновлении не ранее мая 2018 года. Поставки были полностью прекращены. Это может сказаться на выполнении производственной программы перевозчика.

Объем потребления авиакеросина в стране составляет около 800 тысяч тонн в год, - отмечают энергетики. Внушительная доля топлива поставляется из России уже много лет. Казахстанские же НПЗ обеспечивают рынок горючим всего на 30 процентов. Хотя уже не первый год с большим пафосом говорят о модернизации НПЗ, об эффекте такой программы. Но пока наш рынок весьма уязвим и зависим.

Сергей Домнин, экономический обозреватель:

Модернизация нефтеперерабатывающего завода, по сути, это строительство нового завода, потому что там все меняется. То есть, это довольно длительный процесс. Пока новые мощности не будут введены, у нас будет перманентный дефицит.

Программа модернизации НПЗ  принята еще в 2009-м и по плану должна была завершиться два года назад. Образовавшегося дефицита топлива можно было избежать, - уверен экономист Сергей Смирнов. Но только в том случае, если бы государство серьезно отнеслось к этой проблеме.

Сергей Смирнов, экономист:

Такое ощущение, что власти не заинтересованы в модернизации наших заводов. Россия, в первую очередь, обеспечивает, и правильно делает, сначала свои потребности, а то, что остается уже поставляется, допустим, в Казахстан. Причем еще надо отметить, что поставки осуществляются  в иностранной валюте, оплачивается топливо, а то, что происходит сейчас у нас с тенге, это мы тоже видим.

Вслед за «Эйр Астаной» критической назвал ситуацию на рынке и «СКАТ». По данным авиакомпании, импорт топлива в Казахстан из России был прекращен еще в июне из-за дефицита в соседней стране. К тому же, стоимость керосина повысилась сразу на 35%. При этом перевозчики продолжают удерживать цены на билеты и работают «в минус», - сообщает «СКАТ». В «Газпром нефти» в ответе на официальный запрос телеканала «Астана» сообщили, что в первом полугодии этого года  компания направила в Казахстан авиатопливо в достаточных объемах, чтобы создать резерв на период ремонта казахстанских НПЗ.

Пресс-служба ПАО «Газпром нефть»:

Порядка 104 тысяч тонн, что на 18% больше, чем за весь 2016 год. «Газпром нефть» заинтересована в дальнейшем экспорте авиатоплива в республику при условии соблюдения всех действующих контрактных обязательств по поставкам на внутренний рынок. 

Самое интересное в этой ситуации то, что  Казахстан может и не зависеть от российских поставок, если перейдет на международные стандарты авиакеросина, - рассказал нам глава IATA в нашей стране Джордан Карамалаков. При остром дефиците  топливо можно завозить из других государств по выгодной цене. 

Джордан Карамалаков, региональный менеджер IATA в РК:

Казахстан попадает в ситуацию, которая требует экстраординарных мер. Первое, что мы должны сделать – это обязательно утвердить, создать условия для покупки, поставки и использования авиакеросина по стандарту «JET A-1», который дает возможность в случае проблем с поставками иметь возможность поставлять керосин из других стран.

 «JET A-1». Этот вид топлива появился в США,  затем перекочевал в Европу, а потом и в Китай. Самое главное преимущество «JET A-1», по мнению экспертов, что его можно импортировать сразу из нескольких стран, а не из одной. То есть, в большей степени обезопасить себя от возможного форс-мажора.

Поставщиками альтернативного вида авиатоплива могут стать страны-производители нефтепродуктов – Туркменистан, Китай, Азербайджан, - говорят энергетики. Однако для его использования потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры казахстанских аэропортов. Но это произойдет не скоро, говорят отраслевые эксперты.

Сергей Домнин,  экономический обозреватель:

Это в свою очередь накладывает требования на инфраструктуру аэропортовскую и несколько затрудняет единовременный по щелчку пальцев переход на новый вид топлива.

Согласятся ли власти на модернизацию соответствующей инфраструктуры аэропортов? Возможно, что и нет. Поскольку переход на новый вид топлива ударит по бюджету. Тем временем, о необходимости модернизации парка и оборудования говорят и в крупнейшей воздушной гавани страны. По словам вице-президента аэропорта Алматы Серика Мыктыбаева, обновление техники нужно для обеспечения безопасности пассажиров. А чтобы не работать себе в убыток, изменен тариф на услуги по обеспечению авиационной безопасности.

Серик Мыктыбаев, вице-президент АО «Международный аэропорт г. Алматы»:

Предусмотрено приобретение дорогостоящей импортной техники. Это досмотровое оборудование, это видеосистемы, которые приобретаются за валюту. Для того чтобы аэропорт мог обеспечивать на должном уровне все необходимые мероприятия по обеспечению авиационной безопасности.  На 44 тенге изменен тариф.

В аэропорте пояснили: новый предельный тариф не повлияет на стоимость авиабилетов. Однако опрошенные командой «Избранного» эксперты придерживаются иной точки зрения. По словам экономиста Сергея Смирнова, закупать недостающий авиакеросин авиакомпании могут и в аэропортах. Но там топливо продается на 30%  дороже, чем на рынке. Компенсировать расходы  авиакомпании,  скорее всего,  будут за счет  пассажиров. Поэтому если ситуация не решится, то рост цен на билеты неизбежен, - уверяет эксперт.

Сергей Смирнов,  экономист:

Это, скорее всего, ляжет на билеты и будет браться с потребителей, с пассажиров. Цены будут повышаться, если ситуация не будет решена нормальным образом.

На этом фоне в  Минэнерго сохраняют непонятное спокойствие, повторяя как мантру, что отмены авиарейсов не будет, что российские партнеры не подведут.  Директор Департамента развития нефтяной промышленности  Куаныш Кудайбергенов на неделе сообщил, что остатки топлива составляют примерно 23 тысячи тонн. Это покроет потребность авиакомпаний  приблизительно на 15 дней. 

Какие заявления будут завтра? Если топливо допоставят, то авиарейсы не отменят. Если стороны не договорятся, то могут начаться сбои. Сама же проблема более глубинная. НО, похоже, отраслевые чиновники привыкли решать вопрос тогда, когда он возникает. И будь то повышение цен на бензин или внезапный дефицит авиатоплива в минэнерго всегда кивают на российский рынок. Мол, сильно зависим. И регулировать не можем. Комментарии в такой ситуации излишни.

Анара Нуртазина, Ерлан Сисенов, Асет Елембаев, Нуржан Махмутов специально для программы «Избранное за неделю».