Отбирают землю в пользу государства. С такой жалобой в редакцию Астана Таймс обратились жители старого района столицы. Говорят, их дома пустили под снос, как аварийные. Взамен обещали квартиры в новых домах. Вот только за участок, которым люди законно владели годами, не дают ни копейки. Притом, что цена такого надела миллионы тенге. Жильцы считают, что чиновники пользуются правовой безграмотностью горожан. Акдана Сабыр продолжит.
Семья Деринг с тремя сыновьями живет в этом доме шестой год. Строили его сами, старались, чтобы всем хватило места. На ремонт не скупились. Облагородили и территорию двора, разбили садик и теплицу. Летом здесь цветут сотни кустов клубники, есть даже бассейн. Однако со всем этим скоро придется попрощаться. Дома в старом районе столицы внезапно решили снести.
Татьяна ДЕРИНГ, ЖИТЕЛЬНИЦА г. НУР-СУЛТАН:
В начале этого года мне позвонили соседи, так как они получили ключи от нового жилья и то, что они съезжают. Мы остаемся здесь одни. 19-го января я позвонила в управление жилья с вопросом, как так – все съезжают, а мы остаемся одни. Нас не уведомляют, не приходят к нам. На что мне отвечают – вы должны сами проявлять инициативу.
Взамен дома семье предложили две квартиры, в сумме равные по квадратуре. А вот не менее ценный земельный участок компенсировать вообще отказываются, рассказывает Татьяна. Хотя Деринги зарегистрировали его на себя по закону. Теперь их, как и других собственников, принуждают отказаться от своей земли в пользу государства. Якобы в рамках госпрограммы сноса ветхого жилья.
Татьяна ДЕРИНГ, ЖИТЕЛЬНИЦА г. НУР-СУЛТАН:
Первого февраля я получила ответ участок изымается по реквизиции. Хотя статья 29 жилищного кодекса гласит при реквизиции, при принудительном отчуждении мы обязаны получить компенсацию за дом отдельно и за землю отдельно по рыночной стоимости. Как будет оценено.
Независимые юристы с Татьяной согласны. Говорят, никакая программа не может противоречить закону. А он гласит, что компенсация положена как за дом, так и за земельный участок, говорит адвокат Еркинбек Урумбаев.
Еркинбек УРУМБАЕВ, АДВОКАТ:
Земельный участок считать должны обязательно. Если имеется госакт, имеются все правоустанавливающие документы на недвижимость. Не говорится только о строениях, или о земельном участке, это две неотъемлемые вещи, они не могут быть разделены.
Но в столичном управлении жилья ситуацию трактуют иначе. Сообщается, что дом Деринги построили из части барака. А придомная территория такого жилья входит в состав кондоминиума. И даже то, что свою долю земли Деринги официально зарегистрировали на себя, не дает им права полноценно распоряжаться этим участком. И уж тем более, рассчитывать на компенсацию.
Тулеген АХМЕТОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА СНОСА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ И ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ г. НУР-СУЛТАН:
Компенсация у нас не предусмотрена за земельный участок. Так как этот земельный участок является объектом кондоминиума, и у каждого собственника имеется своя доля. В новом жилье, которое предоставлено, также будет объект кондоминиума, где они будут иметь свою собственную долю каждый житель.
Акдана САБЫР, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Остается надеяться только на долю в кондоминиуме нового многоквартирного дома, куда переселяют жильцов. Но там Деринги точно не построят теплицу или бассейн. Закон не позволит. Тем не менее, супруги уже обратились к юристу в надежде отстоять свое право на земельный участок.
А. Сабыр