Программа платных парковок разгрузила дороги Алматы и несколько улучшила экологию мегаполиса. Такое мнение нашему телеканалу высказал казахстанский автоэксперт Арсен Шакуов. Помимо этого благодаря новшеству удалось сократить теневую экономику и пополнить бюджет города. Только за минувший год в казну южной столицы поступило свыше полутора миллиардов тенге. Анара Нуртазина продолжит тему.
Попыток обеспечить прозрачность в сфере парковок в Алматы с 90-ых годов предпринималось немало. В 1997 году местные власти создали Управление временными стоянками. Позже его упразднили, а функции передали компании «Алматы паркинг». Но результата не было. Подавляющая часть оборотных средств по-прежнему уходила в тень.
Изменить ситуацию удалось во втором десятилетии двухтысячных. Появился проект платных парковок. Его представил экс-аким Алматы Ахметжан Есимов. А уже работать программа начала при Бауыржане Байбек в 2015-ом. Суть проекта заключалась в том, чтобы 30% платных парковок оставались в руках государства, 70% - в частных. Первые парковочные места с электронной системой оплаты появились в 2016 году в районе Зеленого базара. Это был наиболее проблемный участок. Оставить на нем своего железного коня для алматинских автовладельцев тогда было большой проблемой. Но новшество в корне изменило картину по всему мегаполису, - утверждают эксперты.
Арсен ШАКУОВ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ОБЩАЯ ДОРОГА» :
Мы сейчас видим, как это положительно влияет на саму пропускную способность города. Возьмем Зеленый базар или вот Абылай хана – Жибек Жолы. Раньше до создания вот таких вот благоприятных условий здесь были постоянные заторы, жилеты зеленые, которые были паразитами города. Они парковали машину елочкой. Что из четырех полос на дороге делало двухполосную дорогу. Соответственно, увеличивался затор.
Парковщиков-"жилеточников" на алматинских улицах больше не встретишь. Рассчитываться за стоянку авто алматинцы предпочитают безналичным путем. Это позволило вывести сферу из тени, - говорят в компании «A-parking». Благодаря программе бюджет мегаполиса ежегодно пополняется немалой суммой. Только за последний год в городскую казну поступило свыше полутора миллиардов тенге.
Марат ПРИНБЕКОВ, ДИРЕКТОР ТОО «АЛМАТЫ СПЕЦТЕХПАРКИНГ СЕРВИС»:
1,7 миллиарда тенге. Здесь около двухсот миллионов – это у нас прямые платежи за парковочные места, налоги, есть обязательные платежи. На полтора миллиарда тенге за прошлый год было выставлено штрафов. Результаты, которые мы в течение 5 лет достигли, они сегодня на лицо. В зонах платных парковок у нас скоростной режим увеличился.
Это, в свою очередь, отразилось на экологическом вопросе. Что с учетом актуальности проблемы не может не радовать.
Арсен ШАКУОВ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ОБЩАЯ ДОРОГА»:
Я сейчас сам подъехал и припарковался, потому что я уверен был, что в платных местах есть парковки. Что позволило мне не наматывать много кругов. Это экологическое улучшение соответственно.
О плюсах внедренной программы платных парковок говорят и алматинские автолюбители. Порядка стало больше, - отмечают они.
– Сейчас и машины чистые, ровненько стоят. И без напоминаний они сами платят. Вот у меня сын платит, говорит: чем мне 6 тысяч штрафа платить, я лучше 100 тенге заплачу и смело буду ходить.
– Порядка стало больше. Раньше машину оставляешь, где попало и парковщики за ней не следили. А сейчас заплатишь 100 тенге и не переживаешь за нее. Удобно очень.
Всего с начала запуска программы автоматизированных платных парковок в Алматы открыто более двенадцати тысяч парковочных мест. В ближайшее время зоны намерены увеличить. В них войдут улицы в нижней части Алматы. А это значит, что мультипликативный эффект от внедрения проекта будет только расти.
А. Нуртазина