Допрашивают как преступников и необоснованно блокируют счета. Столичные предприниматели жалуются на методы работы местного департамента госдоходов. Анар Бакашева руководит логистической фирмой. Много лет работала без нареканий, но в прошлом году попала в список компаний высокой степени риска. Все счета бизнесвумен заблокировали, из-за чего Анар потеряла важные контракты.
Анар БАКАШЕВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
Когда заходишь в налоговый комитет, они начинают с наездов. Как с преступниками разговаривают: "Почему у вас это так, это не так". И вот это два месяца продолжалось, каждый раз предоставляли новые документы. Заставляют брать удостоверение и на камеру говорить, что это я, моя компания, что и как. Это реально унизительно. Я считаю, что вообще все это время мои конституционные права нарушались.
Виной всему система управления рисками. Это автоматизированный сервис, который выявляет недобросовестных предпринимателей. Например, если фирма оформлена на людей без определенного места жительства, умерших или тяжелобольных. Но, на практике под прицелом искусственного интеллекта нередко оказываются добросовестные бизнесмены, говорят в столичной палате предпринимателей.
Куанышбек МУКАШ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ г. НУР-СУЛТАН:
Даже если предприниматель доказывает, что все его договора действительные, а электронные счета-фактуры выставил за реальные операции, то снятие этих блоков может длиться больше месяца или больше полугода. Если т.о. дальше будет продолжаться, то при принятии решения о дальнейшем существовании проекта, то будет принято решение, что он не удался.
Пилотный проект отправил в блок больше 3,5 тысяч столичных компаний. Большинство из них действительно относятся к фирмам-однодневкам, отмечают в департаменте госдоходов. При этом, 600 из них заблокированы полностью. Налоговики называют их «обнальными конторами».
Таукен ОШАКБАЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДГД г. НУР-СУЛТАН:
Это те компании, которые неблагонадежные вообще. Если какие-то услуги оказываются предприятием, которое не могло оказать такие услуги, например, у них нет такого штата, транспорта или не может поставлять такие-то материалы, то они блокируются по рискам операций в автоматическом режиме.
Напомню, пилотный проект ввели в октябре 2019 года. Он должен был помочь бороться с теневой экономикой и предупреждать о рисках со стороны фирм-однодневок. Пока же польза от него едва перекрывает нанесенный ущерб сектору МСБ.
А. Бржанова